Среди очень успешных произведений жанра киберпанк, написанных на русском языке, — трилогия Александра и Людмилы Белаш «Кукольные войны» и трилогия Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений».
Неон и иероглифы: семь признаков киберпанка, так и не ставших реальностью
Киберпанк сейчас в моде. Некоторых ошибка Пола из CD Projekt Red может раздражать, ведь Cyberpunk 2077 — это экстремальная работа для научной фантастики 80-х и 90-х годов, перенесенная неоднократно. В любом случае, визуальные и исторические штампы жанра мелькали то тут, то там, особенно в мире видеоигр.
И, судя по различным признакам, мы, похоже, живем в этом киберкризисе прямо сейчас. Уильям Гибсон, классик и один из отцов жанра, полностью отказался от написания книг, заявив, что его фантастика обратилась к реализму и что реализм его больше не интересует.
Давайте рассмотрим самые важные моменты жанра и посмотрим, подтвердились ли прогнозы.
Гегемония Японии
В киберпанке над людьми доминируют японские компании, производящие большинство товаров, в то время как другие страны являются сырьевыми колониями или нежелательными деградирующими территориями. В 1980-х годах такие прогнозы могли показаться логичными — японская экономика процветала и к концу десятилетия достигла рекордных показателей. Простые расчеты показали, что еще через 20 или 30 лет Япония станет силой номер один в мире, поглотив или подавив все остальные.
На самом деле, простые расширения часто оказываются ошибочными, поскольку учитывают только один или два наиболее очевидных фактора. В начале 1990-х годов в Японии разразился кризис, за которым последовало несколько более мелких крахов. Пузырь был надут за счет иностранных инвестиций, начиная с 1950-х годов, и попытки наладить работу без помощи извне не увенчались успехом. Сегодня Япония — это не страна, даже не самый влиятельный регион ее народа.
Власть корпораций
В «Киберпанке»: корпорации контролируют все. Государства почти исчезли, а правительства (там, где они остались) являются неопределившимися марионетками большого бизнеса. Понятия национальной идентичности и патриотизма умерли.
РЕАЛЬНОСТЬ: Корпорации, несомненно, богаты, но отнюдь не всесильны. Более того, в последние два десятилетия в большинстве развитых стран наблюдается усиление государственной власти и «закручивание гаек». Многие государственные конфликты и спорные территории продолжаются. Это ясно показывает, что мы далеки от возвращения к средневековой модели «неважно, кто ты, но кто Господь».
Киберпанк: улицы города залиты неоном 24/7, повсюду регистрация (см. японскую гегемонию) и вездесущие вывески (см. власть корпораций).
На самом деле, таблички все еще там, просто они уже давно используют неон. Светодиоды ярче, экономичнее и не вредят зрению окружающих. Но для любителей старины, желающих оформить свое помещение в ретро-стиле, она породила специальные светодиоды, имитирующие неон.
Карточная игра Netrunner, где каждая партия — это противостояние между корпорациями (плохими) и хакерами (хорошими). Экономические гиганты могут пытаться получить контроль над обычными людьми с помощью технологий. Разве это не напоминает вам о чем-то?
Киберпанк арт
Короткометражный фильм «Слезы стали», Дэвид Ревуа, 2012, подготовка фильма.
В нем представлены киберпанк:.
- антиутопия ближайшего будущего, где человеку сложно выжить без технологий;
- ограниченные ресурсы/голод и/или сложности с климатом;
- правительство либо бессильно, либо коррумпировано, что означает произвол закона и порядка;
- раздробленность общества;
- люди растут с помощью передовых технологий, которые поддерживают их в жизни, но одновременно и контролируют;
- у людей могут быть на теле какие-то кибернетические улучшения, позволяющие напрямую взаимодействовать с кибернетической средой, дополнительное хранилище памяти и др.;
- использование искусственных конечностей и органов чувств;
- герои обычно идут «против системы» (правительства или мегакорпораций — тех, кто злоупотребляет или использует обычного человека);
- зачастую киберпанк напоминает детективные романы 40-х и 50-х: когда главный герой циничен, он неудачник или преступник; предпочитает не лезть не в своё дело, но у него не остаётся другого выбора; он пытается добиться справедливости в мире, где справедливости нет;
- правительства могут принимать одну из двух форм: они либо жалки и бессильны, либо всемогущие угнетатели;
- единственная свобода, которая есть у человека — это киберпространство, поэтому мегакорпорации пытаются им управлять, а человек хочет там жить, автор решает, как он это киберпространство видит, но в основном его изображают как что-то, где можно делать всё.
Фотография Pretty Sleepy Art, 2018.
Стимпанк и киберпанк
Примеры стимпанк-изображений от Стефана.
Термин «стимпанк» существует с конца 1980-х годов. Это вариант конца 19-го или начала 20-го века или научной фантастики, изображающий изобретение парового оборудования и изобретение курсора и двигателя. Большое внимание уделяется паровой технологии, чисто механическим устройствам и использованию материалов того времени — латуни, меди, олова и кожи.
Стимпанк также описывается как спекулятивное воображение или альтернативное повествование. Действие стимпанк-фантастики часто происходит в викторианской Англии или Америке (или на Диком Западе).
Пример изображения в стиле стимпанк, фото Theroguedolls.com
Разница между киберпанком и стимпанком
Оба стиля являются культурными движениями. К ним относятся искусство, художественная литература, кино, дизайн и мода.
Киберпанк и стимпанк появляются в одно и то же время, но преследуют разные цели.
В киберпанке мир вокруг нас — это антипризрак будущего, видение того, что нас ждет. В стимпанке доминирует ретросталинизм. Стимпанк-фантастика развивается в параллельной вселенной, где могут происходить истории прошлого, настоящего или будущего.
Технология CyberPunk — это робототехника и высокотехнологичные цифровые технологии. Технология стимпанк — это паровой двигатель с шестеренками, катушками, спиралями и пружинами.
Стимпанк включает в себя воздушные шары, подводные, паровозы и аэропланы. В киберпанке есть парящие самолеты, телепортация и скоростные мотоциклы.
Стимпанк — Викторианская эпоха
Дизельпанк
Стимпанк — это постмодернистский жанр искусства, ставший субкультурой.
Она сочетает в себе эстетику современных творений межвоенного периода, времен Второй мировой войны и до конца 1950-х годов. Этот период сообщество дизельпанка называет «дизельной эрой».
Фотография Джона Накамуры Реми.
Посткиберпанк
Это вид фантастики, родившийся из киберпанка и другого вида научной фантастики. Однако в киберпанке нет антиутопии.
Cultivank — антикорпоративный и антиправительственный, а Postcybernkank пытается придать обеим сторонам некоторые положительные черты.
Посткиберпанк пытается представить более пессимистичное и реалистичное видение будущего, чем киберпанк.
Как видите, реальность пошла совсем не по тому пути, который предлагали классические писательницы-киберженщины 1980-х годов. Это почувствовали уже на смене веков — не создатели третьей версии настольной игры, выпущенной в 2005 году. они просто назвали ее Cyberpunk v. 3, отказ от конкретной даты (первые две версии назывались Cyberpunk 2013 и Cyberpunk 2020).
Роль Интернета в мирах киберпанка
Нередко интернет доминирует в мире будущего. Обычно она служит благу человечества, но на практике она доминирует над обществами, которые должны подчиняться законам этой системы. Интернет в стиле киберпанк больше не является средством коммуникации, он обладает собственным интеллектом и может принимать важные решения за лучших из людей.
Организации также могут функционировать как особые виртуальные пространства, в которые люди могут регулярно входить и жить в них. Фильм «Матрица» — один из таких примеров.
Искусственный интеллект в киберпанке
Описываемый мир часто затрагивает вопросы разумных человекоподобных машин, такие как их права, как организовать их отношения с людьми и т.д. В некоторых случаях человеческий разум также упоминается, например, в мультфильмах и в мультфильме «Призрак в доспехах».
Многие фильмы в стиле киберпанк основаны на книгах. Примером может служить фильм «Бегущий по лезвию» 1982 года, основанный на романе «Мечтают ли андроиды об электрике? Этот фильм считается первым киберпанком в своем роде. Конечно, в Blade Runner не было хакеров, но в соответствии с видами был представлен мир будущего и полностью исследованы проблемы искусственных людей.
Среди наиболее известных киберпанк-фильмов можно назвать следующие: первый киберпанк-фильм «Хакер», снятый в 1960-х и 1970-х годах.
- Матрица;
- Двухсотлетний человек;
- Нирвана;
- Трон;
- Джонни-мнемоник;
- Хакеры.
Киберпанк в играх
Кроме того, современные игры часто стали затрагивать вопросы киберпанка. Таким образом, были подняты очень серьезные вопросы. Например, в серии Deus Ex изображен будущий антиутопический мир с технологическим развитием, полным экономическим коллапсом, террористическими атаками и ярко выраженным социальным расслоением. Deus Ex также затрагивает вопрос искусственного усовершенствования человеческого тела.
Синдикат» также рассказывает нам об антиутопическом будущем, но история повествует о коммерческих организациях, контролирующих мир и управляющих людьми с помощью чипов, вживленных в их мозг.
Мы видим, как собаки обращают внимание на хакеров. Этот мир миров описывает систему «CTOS», которая контролирует целые города и знает все о каждом жителе. Главные герои игры используют функции этой системы в своих собственных, иногда самовмешательских целях.
Поляки, на которых была основана настольная игра, действовали в 2077 году, но уже сейчас ясно, что даже 57 лет спустя мир уже не тот. Точно мы этого не знаем, но это не так, это точно.
править Русский киберпанк
Среди очень успешных произведений жанра киберпанк, написанных на русском языке, — трилогия Александра и Людмилы Белаш «Кукольные войны» и трилогия Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений».
Из киберпанковской графики — незаконченный комикс Dark Ages, опубликованный пользователем с ником Kukan на сайте A-Comics и удаленный самостоятельно в 2013 году (сохранен на файлообменном сайте и частично сохранен на JoyreActor.CC 3 CC 3). Опасения автора «по поводу принижения чувства верности» российскому закону, поскольку в будущем артефакте церковь представлена как суровая и безжалостная организация.
Эта тенденция не принадлежала исключительно этому виду искусства. Киберпанк живет в литературе, кино, видео и настольных играх. Множество и многогранность — как мегаполис, полный видов. Вот несколько ярких примеров
Киберпанк среди нас
Есть хакеры, которые могут влиять на политику правительства, красть государственные документы и взламывать системы безопасности крупных банков.
Существуют международные корпорации, которые контролируют физическую и деловую активность людей.
Существует искусственный интеллект (нейронные сети, беспилотные летательные аппараты и т.д.) — который может развиваться.
Успешные эксперименты с виртуальной реальностью — происходят уже сейчас.
Механические имплантаты, биопротесты, вживление различных чипов в кожу — уже на горизонте.
Знаете ли вы, что Google отслеживает все покупки пользователей, активность браузера и географическое положение? Файлы Facebook/Вконтакте и других социальных сетей содержат миллиарды гигабайт личных писем, фотографий и видео. И вы сами предоставляете эти данные. Все трейдеры мира уже давно перешли в Интернет. Солнечные алгоритмы отслеживают активность в Интернете и наводняют его большим количеством целевой рекламы. Люди покупают товары — компании получают деньги. Разве мир не хочет купить этот продукт? Компания убеждает их с помощью рекламы и продолжает зарабатывать деньги. Компания уже способна уничтожать людей, прикасаясь к крысам.
Авторы первой книги в стиле киберпанк ошиблись в своих технологических прогнозах. В 21 веке все еще нет киборгов. Искусственный интеллект «люди» остается мечтой для разработчиков. Но, во-первых, они были умнее тех, кто провозглашал полную антижизнь, массовое глобальное уничтожение или, напротив, очередной «золотой век» человечества. Киберпанк гораздо ближе к современным людям по простой причине. Его создатели поняли, что жизнь на Земле будет продолжаться и становиться более разнообразной, но при этом оставаться реалистичной и полной эмоций.
Технология CyberPunk — это робототехника и высокотехнологичные цифровые технологии. Технология стимпанк — это паровой двигатель с шестеренками, катушками, спиралями и пружинами.
Мрачные перспективы
К сожалению, условия, которые указывают на то, что такого будущего можно избежать, пока не ясны. Человеческое общество с каждым днем все больше и больше напоминает то, что закладывают в свои сюжеты разработчики игр и сценаристы фильмов.
Но почему мы так заинтересованы в том, чтобы погрузиться в это будущее заранее? Не от того, что, закончив игру или посмотрев фильм, мы выглядываем в окно и понимаем, что мы еще не вышли на улицу. Конечно, это происходит бессознательно. Просмотр фильма ужасов доставляет «удовольствие» от того, что зритель бессознательно осознает — со мной такого не происходит. Однако игрок (или зритель) не только испытывает дешевое облегчение, но и может сделать полезные выводы из увиденного и в некотором смысле пережитого. Выводы о том, как и что нужно сделать сегодня, чтобы не проснуться завтра в киберкризисном будущем.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982) Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982)
Как бы нам всем ни нравилась идея лучшего сна и питания, мы не можем оставаться в стороне от этих антиутопических сюжетов. Если мы начнем думать о людях вокруг нас, и если мы будем делать что-то больше для них, чем для себя, мы сможем пройти долгий путь исправления как общества, собственных ошибок и конкурентов, так и главных героев некогда блестящих и порой противоречивых игр.
И помните, что агент Дженсен придет не для того, чтобы спасти нас. Мы должны относиться к этому коллективно 😉
Адам Дженсен (Deus Ex — Раскол человечества)