Якудза — кто они. Что такое якудза

Якудза поддерживает ультраправые политические взгляды. Они ратуют за идею традиционных японских семейных ценностей и хотят, чтобы была возвращена политика милитаризма. Также одним из основных желаний членов группировки является возрождение самурайских традиций.

Якудза — кто они?

В любой стране существует преступность, это неизбежно. Где-то это разрозненные группировки, но есть и хорошо организованные структуры с жёсткой дисциплиной и иерархией. Многие, наверняка, слышали про колумбийскую мафию, про итальянскую Коза Ностра, но самой известной и значительной криминальной структурой является японская мафия или, как её ещё называют, Якудза.

Слово «якудза» (яп. ヤクザ или やくざ) имеет значение «полный ноль» или «никчёмный», то есть что-то ненужное, бесполезное. Это слово используется в японской карточной игре ойтё-кабу. Худшей комбинацией в этой игре является восьмёрка («я»), девятка («ку») и тройка («са»). Имея такую комбинацию карт, выиграть очень сложно и необходимо обладать большой удачей и везением, чтобы победить. Исходя из этого, слово «якудза» имело значение выдержки человека.

Также членов японской мафии в наши дни иногда называют «хати-кю-сан». Так на современном японском языке звучит «восемь-девять-три».

Из истории якудза

С начала 17 и до середины 19 века в якудза набирались люди низших сословий, то есть различные крестьяне, торговцы и ремесленники. Также в якудза попадали те, кто скрывался от власти или в силу тех или иных обстоятельств, потерявшие своё жильё и имущество. У якудза они всегда могли получить кров и работу.

Самураи, в мирное время не способные найти применение своим боевым навыкам, часто вступали в ряды полиции. Они называли членов якудзы выскочками, которые не почитают кодекс чести Бусидо. В силу этого между полицией и группировками якудзы часто происходили конфликты. Но такое противостояние было не повсеместно и в некоторых областях якудза и полиция могли даже сотрудничать.

Очень хорошо прослеживается развитие современных группировок якудза из двух групп, которые начали своё становление в 18 веке. Это были игроки (бакуто) и коробейники (тэкия).

Тэкия начинали своё развитие с торговли на рынках, где часто обманывали и обвешивали своих покупателей, за что могли пострадать. Поэтому они начинали объединяться в группировки и брать под контроль целые рынки. На подконтрольной им территории они обеспечивали порядок, распределяли торговые места, нанимали охрану и ловили карманников.

якудза

Организация бакуто была создана правительством для развлечения рабочих, которые строили государственные объекты. Кроме того, за игрой рабочие проигрывали значительную часть своей зарплаты, которая благополучно возвращалась в казну. Часто члены бакуто совершали преступления. Узнать бакуто можно было по татуировкам, которые в том числе были и испытанием силы воли, ведь на то, чтобы наколоть цветную татуировку на всю спину, уходило более 100 часов. При этом боль была адская.

Членам бакуто принадлежит и другая традиция, которая сохранилась до наших дней. Это так называемый обряд отрезания фаланги пальца («юбицумэ»). Юбицумэ совершал бакуто с помощью танто или молотка за совершённую им провинность. Отрезание фаланги пальца символизировало то, что без фаланги уже нельзя также твёрдо держать в руках меч или карты. За следующие преступления бакуто могли либо отрезать следующую фалангу, либо вовсе выгнать из группировки.

Да и собственно сам термин «якудза» пришёл именно из сословия бакуто, которые играли в ойтё-кабу.

Позже организациям тэкия и бакуто пришлось объединиться, так как начались реформы и борьба с азартными играми, в то время как мелкая и средняя торговля переживали расцвет. Приходилось приспосабливаться к новым реалиям жизни.

В это же время якудза стали наращивать взаимосвязи с политиками. Они научились применять свои таланты, обманывая, шантажируя, подкупая избирателей. Иногда даже приходилось запугивать или убивать, ради достижения поставленных целей. За свои услуги якудза получали относительную свободу действий от политиков, которым они помогали.

Такенака проруководил «Ямагути» менее года, когда его желание умереть как мужчина исполнилось. Киллер из соперничающей банды «Итива-кай» застрелил оябуна 27 января 1985 года, когда тот выходил из дома подруги.

Содержание

Группы якудза построены по принципу жёсткой иерархии и их внутренняя жизнь регулируется различными кодексами поведения. Такие группы есть почти на всех японских островах, а также кое-где за границами Японии. В разговорах якудза пользуются особым жаргоном и в наши дни выдают себя обычно за бизнесменов. С 1993 года отношение властей к якудза стало значительно более жёстким, что было спровоцировано получившим большую огласку инцидентом нападения на кинорежиссёра Дзюдзо Итами членами клана Гото (яп. 後藤組 гото:-гуми ? ) . Теперь даже принадлежность к гуми (банда якудза) уголовно наказуема, что всё больше вынуждает современных якудза к переходу на нелегальное положение. Вследствие этого обострились отношения якудза с полицией (эти отношения в силу истории формирования феномена якудза не всегда были плохими) и упал их общественный авторитет.

READ  Cyberpunk 2077: Все концовки (8 концовок). Сколько концовок в киберпанк 2077

Центральной фигурой в иерархии якудза является оябун (яп. 親分 ? , «шеф») , который примерно соответствует российскому вору в законе. Иногда в качестве синонима для оябуна используется обращение кумитё (букв. «старший начальник»).

Банды якудза, как правило, состоят из старших бригадиров сятэй («младшие братья»), младших бригадиров вакасю («юнцы») и простых якудза.

История

Термин «якудза» пришёл из японской карточной игры ойтё-кабу (яп. おいちょかぶ ? ) , в которую играют картами ханафуда и кабуфуда, и означает «никчёмный». Так же, как в игре в «баккара», значения карт складываются вместе и последняя цифра суммы считается количеством очков. Худшее сочетание карт в игре: восьмёрка, девятка и тройка, что даёт в сумме 20 и 0 очков. В традиционной японской форме счёта эти числа называются соответственно «я», «ку» и «са», откуда и возникло слово «якудза». Якудза взяли себе это наименование, так как игрок, имеющий на руках такую взятку, должен обладать самым большим умением и, очевидно, большой удачей, чтобы выиграть (так как взятка является наихудшей из того, что можно получить, только совершенный мастер способен преодолеть своё невезение и выиграть). Название, таким образом, использовалось для обозначения выдержки человека.

В современном японском языке «восемь-девять-три» произносится как «хати-кю-сан», иногда именно так называют якудза теперь.

В период Эдо банды якудза состояли почти без исключения из людей «низкого происхождения», главным образом выходцев из сословия торговцев, а также крестьян и ремесленников. Терял ли человек всё своё имущество в результате проигрыша, стихийного бедствия или мародёрства ронинов, бежал ли от беспорядков или уголовного преследования без средств существования в незнакомый город — ему не оставалось ничего иного, как обратиться к якудза. Те давали ему приют и работу. Нередко добровольцев притягивало также желание укрыться в «семье» или страсть к приключениям и надежда на признание и уважение среди сельского населения.

В полицию, напротив, приходили в то время только члены самурайской касты, которые не могли из-за так называемого «мира Токугава» найти никакого военного занятия и поэтому занялись охраной общественного порядка. Таким образом, отношения между теми и другими часто были довольно напряжёнными и буси в насмешку называли якудза «выскочками в самураи без почитания Бусидо». Однако не всегда это приводило к столкновению; кроме того, гуми (банды) в разных местах сильно разнились в своём радикализме, поэтому иногда возникало некое сотрудничество между полицией и якудза относительно общественной политики. В настоящее время принято считать якудза наследниками самурайских традиций. Сами участники бандформирований разделяют эту точку зрения, не в последнюю очередь ссылаясь на дисциплину, иерархичность своей структуры и соблюдаемый специфический «кодекс чести».

Тэкия и бакуто

Более непосредственно можно проследить происхождение большинства современных банд якудза от двух групп, возникших в XVIII столетии: тэкия (коробейники) и бакуто (игроки). Корни этого происхождения можно обнаружить в современных церемониях инициации якудза, которые включают в себя ритуалы как тэкия, так и бакуто.

В клан женщины в качестве равноправных сестер вступить не могут. Однако существуют исключения, когда жена покойного кумите стала новым боссом. Это произошло в преступном синдикате Ямагути-гуми, где Фумико, жена покойного Кадзуо Таока, возглавила клан после смерти мужа.

Современные якудза

Официальная позиция японских властей последнее время – признавать, контролировать, но не запрещать деятельность мафии. Якудза получили легальный статус, но опросы 2016 года показали, что в группировках числится не больше 18 000 человек, разделенных на 22 группы. Объявления о приеме на работу в банду печатаются в газетах, а участники все чаще посещают салоны для удаления татуировок, проведения пластических операций. Современные бандиты совсем не похожи на преступников 1963-го – года наибольшего расцвета, когда в рядах банд было больше 184 100 человек.

Высок спрос на восстановление отрезанной за прежние промахи фаланги пальца. Этот дефект мешает получить хорошую работу, на которую многие борекудан хотели бы сменить нынешнюю активность.

READ  Как достать звезду с неба киберпанк cyberpunk 2077. Как достать звезду с неба киберпанк

Современные преступники издают книги о своей карьере и помогают пострадавшим в природных катастрофах. Зачастую они оказываются на месте события раньше представителей официальной власти. Например, после событий в Фукусима банда борекудан роздали между пострадавшими пищу на почти миллион долларов.

Современные бандиты помогают мирным людям

Структура

Главное лицо – оябун (босс), кумите (главный).

Второй уровень – камбу-ацукай (ключевой советник), сайко-комон (управляющий), санро-кай (старший), со-хомбуте (главный в офисе).

Третий уровень – вакагасира (управляющий низовой бандой), сятэйгасира (младший).

В распоряжении сайко-комон – сингиин (юристы), кайкэй (отвечают за деньги).

Руководители третьего уровня управляют кедай, сятэй, вакасю, обычными участниками банды, новенькими, стажерами. Помощниками руководителей третьего уровня выступают фуку-хомбуте (командиры бригад), сятэйгасира-хоса.

Низший уровень – новички. В их ряды принимают опустившихся людей, имеющих опыт в криминальной жизни. Средний возраст новенького в банде – 20 лет.

Порядка 90% групп – бакуто, тэкия, гурэнтай.

В бакуто 5 статусов; между членами действуют отечески-сыновьи, братские отношения между одноуровневыми членами.

В тэкия 4 статуса. Группа наиболее феодальная в сравнении с прочими, придерживается идеи пожизненного найма. Для тэкия характерны крепкие горизонтальные связи.

Гурэнтай наименее сплочены; это самый нестабильный тип, держащийся на братских связях. Низшие уровни контролируются понуждением.

Крупнейшая банда – Ямагути-гуми

Тэкия начинали своё развитие с торговли на рынках, где часто обманывали и обвешивали своих покупателей, за что могли пострадать. Поэтому они начинали объединяться в группировки и брать под контроль целые рынки. На подконтрольной им территории они обеспечивали порядок, распределяли торговые места, нанимали охрану и ловили карманников.

Гангстер-революционер

В 2015 году одна из старейших банд «Ямагути-гуми» отпраздновала столетний юбилей и раскололась на две банды

Столетний юбилей «Ямагути-гуми» в 2015 году испортил Иноуэ Кунио, отделившийся от главной банды 27 августа того же года. Основное ядро организации, в котором осталось около двух третей гангстеров, сохранило прежнее название. Сепаратисты прибавили к нему название родного города и стали именоваться «Кобе ямагути-гуми». Между членами двух родственных банд начались вооруженные столкновения. Мирные переговоры не принесли результата — произошло около сотни стычек, полиция арестовала 2 тыс. человек.

Иноуэ Кунио стал главой новой банды, отделившейся от «Ямагути-гуми»

30 апреля 2017 года вирус сепаратизма поразил уже «Кобе ямагути-гуми». От Кунио отделился оябун среднего уровня, Ёсинори Ода. Он отказался от кодекса поведения якудза, сформулированного третьим кумитё «Ямагути-гуми» Кадзуо Таокой, который руководил бандой в 1946–1981 годах. Новая банда получила название «Нинкьё ямагути-гуми», что означает «рыцарские или гуманитарные ямагути-гуми». То есть оябун-революционер хочет сделать свою банду «гуманитарной» организацией. Превращение бандитов в «бойскаутов криминального мира» проходит по всем правилам пиара. Ода со своими подручными раздает направо и налево интервью и делится взглядами на перестройку преступного мира Японии.

Его банда открыта для всех якудза, которые готовы отказаться от насилия и стать едва ли не добропорядочными членами общества.

Главное отличие якудза от мафии, триад и прочих банд состоит в том, что японские гангстеры действуют легально. В Токио считают более целесообразным не запрещать якудза, а контролировать их и регулировать их деятельность. Власти и полиция боятся, что если якудза полностью запретить, то она уйдет в подполье.

В расколе двух банд якудза активное участие принимала полиция, проводившая обыски и аресты

Фото: Kyodo News via Getty Images

Конечно, сосуществование нельзя назвать мирным. Первое серьезное наступление на якудза полиция начала в 1964 году. Сегодня, полвека спустя, численность якудза резко сократилась, но они по-прежнему остаются неотъемлемой частью японского общества. У каждой из 22 банд есть штаб-квартиры и офисы (на сайте NPA можно узнать адреса и фамилии всех оябунов), свой символ — к примеру, у «Ямагути» это алмаз, а у «Сумиёси» — иероглиф, обозначающий «жизнь в каком-то месте». Большинство членов банд наносят татуировки с эмблемами. Якудзами могут быть только мужчины. Отношения между оябунами (отцами) и рядовыми бандитами, кобунами (детьми), носят сложный ритуальный характер. Главное — подчиненные обязаны выполнять все приказы главаря. Если оябун скажет, что пролетающая над головой ворона белая, как гласит старинная поговорка, то так тому и быть.

Основные доходы якудза, по крайней мере до случившегося в этом году раскола, приносили рэкет, мошенничества с недвижимостью, ростовщичество, шоу-бизнес, торговля наркотиками и незаконный азартный бизнес. У якудза мощные связи в политическом мире. У высокопоставленных бандитов есть визитные карточки, о деятельности банд красочно повествуют специальные журналы. О жизни оябунов и конфликтах в криминальном мире можно узнать и из комиксов. Очень популярны компьютерные игры о якудза, продающиеся миллионными тиражами. Никакого кодекса молчания в отличие от итальянской мафии у якудза нет. Среди оябунов модно писать автобиографии. Например, в 2010 году в Японии стала бестселлером книга Тадамасы Гото «Извините меня, но…». Раньше Гото руководил им же созданной бандой «Гото-гуми», входившей в «Ямагути-гуми». Он был очень успешным оябуном и даже носил прозвище Японский Джон Готти.

READ  Колумбарий. Cyberpunk 2077. Где находится посмертие киберпанк

Не на пустом месте

«Революция» Оды зрела все последние годы. Якудза сейчас не такая, какой была еще два-три десятка лет назад. Японское общество по традиции до сих пор нередко восхищается гангстерами, но быть якудза в современной Японии уже далеко не так почетно и выгодно, как раньше. В мае этого года полиция, сообщает газета Asahi, арестовала в Нагое двух якудза за попытку кражи в супермаркете почти 200 наименований продуктов в общей сложности на 76,12 тыс. иен ($668). Арестованные, члены мелкой банды, входящей в состав «Кобе ямагути-гуми», жалуются на тяжелую жизнь. По их словам, они вынуждены красть еду, чтобы не умереть от голода…

Расцвет силы якудза пришелся на 1963 год. Тогда, по данным полиции, ее численность составляла 184,1 тыс. человек.

К началу 1990-х численность гангстеров снизилась до 70 тыс. человек, а к концу 2016 года, по данным NPA, их осталось не больше 18 тыс. Неудивительно, что несколько лет назад в газетах начали появляться объявления о приеме на работу в… банды якудза.

Оптимисты говорят о разгроме японской оргпреступности, но слухи о кончине якудза сильно преувеличены. Да, их стало на порядок меньше, и они действуют сейчас по-другому, но бандиты по-прежнему сильны и получают, например, как минимум 5% доходов всего строительного бизнеса в Японии. Они потихоньку отказываются от физического насилия и пытаются осваивать новые сферы деятельности — полицию тревожит все больший интерес гангстеров к миру финансов и киберпространству.

Еще каких-то десять лет назад каждый десятый арестованный якудза обвинялся в рэкете. Сейчас обвинений в кражах и мошенничестве, отмечает NPA, больше, чем в насильственных преступлениях. Бандиты нередко сотрудничают друг с другом. Так, одним майским днем 2016 года члены шести банд сообща похитили из банкоматов по всей Японии $17,3 млн.

Большие перемены в жизни якудза начались в сентябре 2009-го, когда шеф NPA Такахару Андо публично пообещал уничтожить одну из основных банд «Ямагути-гуми» — «Кодо-кай». Многие не поняли: почему главный полицейский Японии хотел разгромить не всю крупнейшую банду страны, а лишь ее подразделение? Объяснение простое. Члены «Кодо» вели себя не так, как остальные якудза: они были на виду и постоянно мелькали перед телекамерами, отказывались сотрудничать с полицией и совершали другие неприемлемые с точки зрения стражей порядка поступки. Главная их вина заключалась в том, что они показывали плохой пример для коллег по криминальному миру.

В NPA быстро разработали закон против организованной преступности. Авторы закона, начавшего действовать в октябре 2011 года, нанесли бандитам сильный удар, криминализовав выплату им денег и сотрудничество с ними. Гангстеры быстро почувствовали действенность нового закона. Сейчас дело доходит до того, что они не могут даже купить смартфон. 6 июня прошлого года полиция арестовала главаря «Кобе ямагути-гуми» Иноуэ Кунио, но вскоре была вынуждена его отпустить. Кунио обвинили в том, что четыре года назад он заказал для себя новую модель телефона на имя подружки.

Проблемы у якудза сейчас со всем. Им трудно взять напрокат машину, открыть банковский счет и получать почту в офисах банд. Типографии отказываются принимать у них заказы на изготовление визиток. Якудза приходится иногда даже сжигать своих усопших товарищей в самодельных печах в офисах, потому что в крематории их не пускают. Не пускают бандитов и во многие храмы, включая один из самых знаменитых буддийских храмов — Энряку-дзи в окрестностях Киото. Членов якудза отказываются обслуживать в барах и ресторанах. Они стали персонами нон грата в заведениях общепита даже на исторической родине японской оргпреступности, в Фукуоке.

Оцените статью