Несмотря на свой солидный возраст, «Асфальтовые джунгли» остаются захватывающим фильмом, в котором речь идет о разработке, подготовке и осуществлении многомиллионного ограбления.
Что такое нуар в кино
Нестерова И.А. Нуар // Энциклопедия Нестерова
В современном мире нуар снова возвращается как одно из самых интересных направлений в современном искусстве. Ему уделяется все больше внимания, как в индустрии видеоигр, так и в кинематографе.
Само слово «нуар» происходит из французского языка и переводится как «черный» или «мрачный». Отсюда они, по сути, характеризуются как нуар. Нуар — мрачный, задумчивый и в основном безнадежный. Неудивительно, что концепция нуара в современной культуре уходит корнями во французское искусство. Нуар особенно популярен в кино. Вспомните «Леди озера», «Мальтийский обман», «Город грехов», «Макс Пэйн». Франция — родина нуара, но черно-белые фильмы в этом стиле снимались там гораздо чаще и больше, чем в США.
Нуар смертельно опасен, пессимистичен и безысходен. Все это усиливает циничное отношение персонажей. Неудивительно, что черный цвет является преобладающим в фильмах нуар. В 40-х и 50-х годах нуар характеризовался тем, что черный цвет был чрезмерным, даже в черно-белых фильмах.
Кроме того, в нуаре главный герой и антитеза связаны между собой. Это не два полюса, «каждый здесь — мудак и сволочь, но, по крайней мере, он здесь сознательный». Один из интересных ответов на вопрос «Как определить положительного героя в фильме нуар?» — это «тот, кто продолжает жить в конце». И хотя это, по общему признанию, очень эффективный способ, как еще можно сказать, считается ли убийца, вор, проститутка или продажный полицейский главным положительным героем?
События нуарного кино не могут быть сняты сразу. Ничто не очевидно. Все относительно. Большое внимание уделяется глубоким переживаниям главного героя. Это превратило простую историю убийства в непревзойденный шедевр, благодаря введению сомнений, фобий, идеи человека в рамках одиночества, или одиночества, по отношению к обществу. И эти последние штрихи портретной съемки могут быть еще одним признаком относительно положительного героя.
Типичный для фильма нуар или film noir городской пейзаж имеет одновременно небесные и гнетущие стены, дома, асфальт, одновременно ночь и множество огней, одновременно туман, облака, контрастные силуэты, или контрастные силуэты, или контрастные огни, рельефные стены люди, узнаваемые одновременно 1.
Давайте рассмотрим характер нуара как направления современного искусства.
Особенности нуара
Нуар привлекает внимание широким использованием символов и преувеличений, а также необычным воплощением идей автора. Характеристики нуара можно четко увидеть в фильмах и играх, которые являются продуктами этого жанра.
Давайте сначала обратимся к кинопроизводству. Прежде всего, стоит отметить, что в стиле фильм-нуар вертикальные и перпендикулярные линии дестабилизируют кадр, внося напряжение и натяжение, а свет в такой обстановке складывается в странные формы и линии, как бы пытаясь защитить себя. Это.
При просмотре фильмов в стиле нуар он отчетливо видит следующие особенности Согласно этому, герой нуара навсегда остается наедине со своим прошлым, даже после победы в очередной гонке.
Рисунок 1: Одиночество Нуара. Фото Стивена Фрита.
Феномен, который критики позже назвали фильмом нуар, начался с выхода фильма Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» в 1941 году. Фильм произвел большое впечатление на зрителей не своими мелкими полицейскими интригами, а своей гнетущей и депрессивной атмосферой. Они живы. Ее персонажи. Персонажи намеренно провоцируют зрителей неприкрытой иронией. Пуританское американское общество середины века все еще не привыкло к таким манерам, поэтому разновидность нуара считается новой модной тенденцией многими прогрессивными деятелями театра и кино. И тенденция последних двух десятилетий — стать одним из доминирующих в американском кино. Строго говоря, фильм нуар не вполне оправдывает такие определения, как «жанр». Не было изобретено ни одного принципиально нового вида. Однако для фильмов этого периода характерен особый стиль, восходящий к немецкому экспрессионизму, и тонкий психологизм в развитии персонажей. В этих фильмах нелегко предугадать развитие сюжета и конечное разрешение страданий.
Фильмы в стиле нуар быстро завоевали признание критиков и зрителей. Режиссеры, продюсеры, сценаристы и другие кинематографисты быстро поняли, какие новые творческие горизонты открывает перед ними этот стиль.
Фото 2: Снимок из классического нуар-фильма «Двойной риск» (1944).
Возникает резонный вопрос, существует ли четко прописанная сценарная школа кинонуара. Акцент в типичном криминальном сюжете фильма-нуар в значительной степени смещен от расследования преступления к сложным взаимоотношениям между вовлеченными в него персонажами. Полицейская база здесь является лишь фоном, на котором развивается главный герой. Удивительно, но фильмы нуар гораздо ближе к классической традиции реализма, чем все, что было до или после них. Действие всегда происходит в городе, причем в тех его частях, где люди обычно предаются напрасным страстям и порокам — в ресторанах, барах, публичных домах и борделях. События редко излагаются в хронологическом порядке. Эта прерывистость придает действию особенно изменчивую атмосферу. В следующем сезоне ее взяли на вооружение многие кинорежиссеры, в частности Серджио Леоне в своем шедевре «Однажды в Америке».
Нуар в литературе
Нуар был ответом на удручающее состояние американского общества. Хотя, просматривая фильмы того периода, можно мало узнать об истории, можно узнать о моральном состоянии американского общества.
Появление нуара как литературного направления может быть связано с кризисом современной культуры, отражением страшного отчуждения, дезинтеграции и дезориентации, характерных для модернизма. Джеймс Нимор предположил, что французские критики, которые впервые использовали термин «нуар» в 1940-х годах, могли бы согласиться с терминологией, используемой для описания жанра как «популярный киномодернизм». Модернизм можно увидеть в чертах, присутствующих как в голливудских фильмах, так и в художественной литературе.
- формальная сложность,
- эстетическое самоосмысление,
- ассоциация с высокой культурой,
- неприятие классических рассказов.
Однако наряду с этой «необычной структурой» из, казалось бы, противоречивых элементов, модернизм дал множество импульсов, которые нашли естественное выражение в популярном жанре, основанном на отрицании оптимистического настроя детективной и приключенческой фантастики.
Первыми авторами, обратившимися к нуару, были Д. К. Дейли, Д. Хэмметт, К. Уильямс, Д. Кин, Д. Эллрой, Л. Брок, Т. Харрис и другие. Однако поначалу их произведения не считались серьезной литературой, а относились к дешевому «скандальному чтиву».
В 1930-50-е годы К. Вулрич был очень популярен и плодовит в США. Несмотря на нуарный стиль многих ранних писателей, он считается «отцом черного романа».
Корнелл Вулрич был американским писателем, автором книг о полиции, триллеров и нуара. Считается, что по его книгам было снято больше фильмов в жанре нуар, чем по любому другому автору. Он публиковался под псевдонимами Уильям Айриш и Джордж Хопли.
По многим романам Корнелла Вулрича были сняты фильмы, включая такие шедевры, как
Девяностые годы двадцатого века ознаменовались новым взрывом нуарного разнообразия. Однако это продолжалось недолго. К сожалению, люди уже утратили глубину мысли и чувствительность к преувеличениям и символизму. Им было трудно понять, что мир классического нуара — это мир противоречий, погруженный в зловещие ожидания конца гибели.
Нео-нуар последовал за нуаром. Именно нео-нуар сменил акцент с нуара 1940-х годов. Для классического нуара центральной темой был гендер — идеологическая критика женского доминирования и попытка вернуть слабый пол. традиционной довоенной роли домохозяйки.
Нео-нуар 1980-х и 1990-х годов больше не рассматривает супружескую измену как метод катастрофы, и роковые женщины остаются частью черного кинематографа, но темы молодого нуара значительно расширились. Три центральные оси недавнего нео-нуара — это консьюмеризм, вуайеризм и игра 2.
Таким образом, нуар зарекомендовал себя как очень долговечный и жизнестойкий вид. Несмотря на споры о том, является ли нуар движением, настроением, стилем, разновидностью вещи или чем-то еще, нуар, похоже, эволюционировал в своем роде за последние два десятилетия.
Noir sur Blanc — *Noir sur Blanc. Черное на белом. Письменные источники, четкие свидетельства. Мы можем показать человеку, чтобы его не беспокоили, тайное повеление, наложенное на нас, noir sur blanc, тайное повеление, наложенное на нас, noir sur blanc. Б. Маркевич бездна // RV 1883 7 309 … Французские исторические словари.
Содержание
Между киноведами и историками кино нет единого мнения о природе фильма нуар. Широкий обзор различных взглядов на эту тему сделал Джон Белтон в своей статье в журнале Bright Light Film Magazine «Film Noir Road Night». Среди многочисленных исследователей есть группа писателей, которые рассматривают «нуар-кино» в контексте жанровых идей.
Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре) |
Происхождение термина
Термин «черный фильм» или «фильм нуар» был введен французскими критиками в 1946 году для описания стиля, ставшего популярным в американском кино в середине 1940-х годов5. Для него характерны мрачная атмосфера криминальных интриг, циничный фатализм и пессимизм, размытые границы между героем и антигероем, относительно реалистичное поведение, темные просветляющие сцены, обычно происходящие ночью, и значительная степень женоненавистничества.
Несмотря на узкую стилистическую ограниченность, черная лента в лучших своих образцах очень разнообразна. Одним из первых фильмов этой тенденции стал «Мальтийский сокол» (1941), полицейский роман Джона Хьюстона, который ввел в американское кино тип жестокого и циничного героя и образ компьютерной эгоистки, которая его предает. Оба они резко контрастируют с жизнерадостными голливудскими героями 1930-х годов. Ближе к концу войны вышел один из первых и лучших «черных фильмов», «Полуночные признания» Билли Уайлдера (1944). Это был фильм «без тени любви или жалости». Интригу, когда женщина изменяет своему любовнику, чтобы избавиться от богатого мужа, совмещая в одном фильме героя и антигероя, было очень сложно провернуть в то время.
Новый стиль соответствовал климату того времени. С окончанием войны и возвращением солдат с фронта американцам пришлось столкнуться с реальностью. В «черных фильмах» обычно использовались детективные сюжеты, заимствованные у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя возлюбленная», 1944), Д. Хэмметт («Стеклянный ключ», 1942), Дж. М. Кейн («Почтальон смеется дважды»). Дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и другие.
Их стиль был полезен для небольших студий. Они выпускали малобюджетные фильмы категории «Б». Это было связано с тем, что их можно было снимать ночью, часто в полевых условиях, используя минимальное освещение. Такие режиссеры, как Э. Дж. Ульмер («Обливион»), наиболее успешно справились с бюджетными ограничениями. Дж. Ульмер («Обход», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрестный огонь», 1947). Их фильмы, а также фильмы Ж. Дассена, Г. Хатауэя и других, приблизили Голливуд к реальной жизни.
В некоторых случаях «черные фильмы» превращались в правила психологической драмы, обходящей детективные условности. Лучшие примеры такого рода — Пленник (1948, М. Офиулса), Двойная жизнь (1948, Д. Кукор) ), Посреди нигде (1950, Н. Рэй). Иногда стиль «черного кино» проникал в другие жанры, например, в вестерн «Сталкер» (1947, Р. Уолш). Элементы этого стиля были переработаны американскими режиссерами и далее («Печать зла», 1958, О. Уэллс). Его использовали такие французские режиссеры, как Франсуа Трюффо («Застрелить пианиста», 1960) и Жан-Поль Мельвиль («Самурай», 1967).
Среди наиболее современных примеров «черного кино» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Красной скалы» (1992) и «Сладкий яд» (1994).
Художественные особенности «чёрного фильма»
Обратите внимание на следующие элементы стиля нуар, которые обычно являются наиболее распространенными.
- Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
- В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
- Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере 6 .
- Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
- Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
- Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
- Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.
Удивительно, но образ Клея с портфелем в руках и шляпой на голове, идущего «на работу», был высмеян в культовой советской комедии «Берегись автомобиля» режиссера Эридара Рязанова.
«Тень сомнения» (1943)
Один из самых крутых и атмосферных фильмов Альфреда Хичкока раннего американского периода. Фильм «ShadowofaDoubt» основан на классическом приеме, когда один из главных героев до конца не знает, хороший он или плохой. Сам Хичкок считал этот триллер о дуэли племянницы и внезапном возвращении ее странного дяди в семейное гнездо лучшим фильмом в своей карьере.
«Двойная страховка» (1944)
Новаторский нуар Билли Уайлдера — самого талантливого режиссера в истории Голливуда. Фильм «Двойная опасность» сделал «Криминальное чтиво» и все черные фильмы справедливыми на самом высоком уровне американского кино, заработав семь (хотя и пустых) номинаций на премию «Оскар» в 1945 году. После фильма Уилера нуар официально стал фильмом, который нужно смотреть. Голливуд.
«Потерянный уикенд» (1945)
Еще один (и не последний) дикий фильм в этом списке — на этот раз победа за Оскаром. Фильм «Потерянный уик-энд» получил четыре статуэтки, в том числе за лучший фильм 1946 года. Это не только великий нуар, но и первое содержательное высказывание кинематографа на тему алкоголизма. В ней рассказывается об одном уикенде из жизни талантливого, но упорного нью-йоркского писателя, который постепенно погружается в голубой ад. Затем цензура в Голливуде попыталась максимально очистить фильм, вынудив Уайлдера сделать в финале довольно глупый хэппи-энд. Тем не менее, «Потерянный уик-энд» и сегодня производит сильное впечатление.