Однако постоянное разрушение четвертой стены исчерпывает себя. Дэдпул» — классический пример того, как этот прием затягивает настолько, что теряет свою свежесть. Эта проблема особенно заметна во второй половине фильма. Например, обозреватель Forbes Culture Дэни Ди Пласидо пишет, что разделение четвертой стены ограничивается постоянными подмигиваниями зрителю и отсылками к поп-культуре.
Разрушение четвертой стены – 20 примеров, как и зачем ее ломают в театрах, кино, играх, литературе
Нарушение четвертой стены — это классический прием, укоренившийся в поп-культуре. Сломать четвертую стену — значит нарушить границы между аудиторией и искусством. Это значит удивляться, пугаться и показывать, насколько искусственна рамка.
В этом тексте мы увидели:.
- Откуда взялся этот прием;
- Зачем авторы его используют;
- Как по-разному создатели кино, театральных постановок, книг используют взлом четвертой стены.
Как четвертую стену разрушает театр: прием появился в Древней Греции, был у Шекспира и на всех утренниках
Четвертая стена уже была разрушена театральными писателями в древнегреческом театре. Например, в произведении Аристофана Ксантос спрашивает Диониса: «Что такое четвертая стена?». Он говорит: «Конечно, они у меня есть. Я вижу их сейчас», на что он отвечает.
Сам термин «четвертая стена» был придуман философом Денисом Дедроу. Он заметил, что три стены театра заняты действием, а еще одна стена находится со стороны зрителей. Таким образом, считается, что зрители также участвуют в представлении.
В театре обращение к публике — это постоянная практика, имеющая тысячи примеров. Например, в произведении Шекспира «Сон в летнюю ночь» персонаж Пэка обычно говорит публике Я буду твоей рукой в твоей руке / Если мы расстанемся как друзья / Я не останусь в долгу перед тобой».
Но есть гораздо более простой и понятный пример — дисплей для детей. Когда дети на публике кричат на Деда Мороза, четвертая стена также нарушается. Для детских спектаклей нарушение четвертой стены — обычное дело. Например, когда персонаж в конце концов спрашивает ребенка, должны ли плохие вещи уйти.
Кино чаще всех ломает четвертую стену: «Бойцовский клуб», советские комедии и фильм, который режиссер снимал дважды за 10 лет
В театре нарушение четвертой стены, вероятно, служит для того, чтобы успокоить зрителей. То есть напоминает им, что это просто придуманная история и условность. Кино, с другой стороны, беспокоится, поскольку утверждает, что граница между вымыслом и реальной аудиторией может легко исчезнуть. Каждый из нас может сказать им, что нас можно воспринимать на тех же условиях, что и наших экранных героев.
Самый очевидный способ нарушить четвертую стену — посмотреть в камеру. Актеров обычно учат не смотреть туда, чтобы создать впечатление реальности. Однако кино — это главное пространство, в котором четвертая стена регулярно рушится. На «Кинопоиске» также есть раздел с фильмами, в которых режиссер использует удары по четвертой стене.
В фильме BRAD COMBAT CLUB герой Брэда Питта говорит в камеру: «Я не смогу ничего с этим сделать. «.
Конечно, главное советское разделение четвертой стены — из фильма «Измена Ивана Васильева», когда Георгий Милосавский крадет деньги и обращается к камере. ‘Граждане, храните свои деньги в сбережениях’. Сама фраза относится к реальному плакату 1960-х годов, усиливая прореху в стене.
Сериал «Карточный домик». Персонаж Кевина Спейси Фрэнк Андервуд постоянно смотрит в камеру, комментирует происходящее и делится своими эмоциями. В одном из эпизодов он даже сердится на зрителей: «На что вы смотрите?».
🧱 ‘Шоу Трумана’. Фильм основан на разрушении пятой стены. Это происходит, когда сам герой внезапно обнаруживает, что живет в телешоу. Жена Трумэна даже просит мастерскую убрать ее из эфира, когда Трумэн устраивает скандал.
Как и в случае с театральными дневными представлениями из всех жанров кино, четвертая стена чаще всего нарушается в детской анимации. Там персонажи, часто обращенные к детям, создают иллюзию интерактивности. Например, Даша-путешественница или кот Леопольд.
Иногда четвертая стена рушится, чтобы показать противоречивость вселенной. Во «Властелине колец» Фарамир берет Фронду и Сэма в Оглис. И Сэм говорит: «Мы не должны быть здесь!». Он сказал. Это явная ссылка на то, что в книге такой сцены не было.
Самым жестоким фильмом, в котором использовалась техника «четвертой стены», является «Забавные игры» Михаэля Ханеке. Интересно, что Ханеке снял два фильма с одинаковым сюжетом. Первая забавная игра вышла в 1997 году и была переделана десять лет спустя. Смысл фильма в том, что два типа вторгаются в дом семьи и угрожают им. Один из антигероев постоянно смотрит в камеру и задает вопросы публике. Хотят ли они спасти свою семью? Счастливы ли они, что их ребенок умирает первым и им не нужно беспокоиться о его удаче на протяжении всего фильма? Сделает ли общественность ставку на спасение семьи?
Ханеке сказал, что «Ломая четвертую стену» — это фильм ужасов и своего рода триллер. Кульминацией операции является одна из финальных сцен фильма, где героиня стреляет в насильника из карабина. Однако его напарник находит пульт дистанционного управления, отменяет сцену и забирает карабин у женщины.
Изначально видеоигра должна была разрушить четвертую стену, в значительной степени полагаясь на игрока. Но игра — это все же серия контрактов, и дизайнеры игрушки нашли способ сломать четвертую стену и здесь.
Кадрирование
Хороший режиссер никогда не ставит сцену. Как правило, размещение и перемещение актеров подчинено конкретной цели.
Если съемка хорошая, большинство зрителей не задумываются о фрагментах. Вместо этого мы сосредотачиваемся на драме, разворачивающейся перед нашими глазами.
Посмотрите на этот кадр из фильма «Опасные пути». В ней два выдающихся психоаналитика, Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, обсуждают свой подход к проблемам человеческой психики. Как визуализировать разногласия между ними? Опасные пути» рассказывает историю запутанных профессиональных отношений между Зигмундом Фрейдом (Вигго Мортенсен) и Карлом Юнгом (Майкл Фассбендер).
Это достигается различными способами. Дэвид Кроненберг помещает Фрейда на передний план, его выразительное лицо занимает большую часть кадра, что говорит о его умственном превосходстве над своими учениками. Юнг внешне более поверхностен, чем Фрейд, что дает последнему несомненное преимущество. Однако в центре внимания учителя фильма находятся оба персонажа. Таким образом, режиссер показывает, что опасный путь — это борьба двух сильных умов. Напряжение между ними только подчеркивается тем, как Юнг держит свой бокал. Это не картина двух близких товарищей. В этом плане, как и в самом фильме, идет тихая борьба.
Съемка с движения
Запись движения — отличный инструмент для того, чтобы заставить зрителя приблизиться к герою. Именно благодаря движениям камеры мы следуем за актерами в пространстве. Этот прием позволяет нам увидеть происходящее глазами персонажа и, при необходимости, почувствовать точность его положения.
Ярким примером такого использования кинематографической стрельбы является фильм Джо Райта «Преступление тона». Художественный кинематограф переносит нас на залитые кровью пляжи Дюнкерка. В фильме Athonment Джеймс МакЭвой играет Робби, чей роман с Сесилией (Кира Найтли) разрушается из-за обмана третьей стороны.
С точки зрения логистики эта сцена очень сложна. Кадры солдата с лошадью, выполняющего случайную работу, также следуют неустанно, камера следует за Робби в заступнических фолиантах.
Мы видим, как он идет по этой сюрреалистической среде и понимает все, что происходит вокруг него.
Чем дольше продолжаются съемки, тем сильнее становится ощущение нарастающего хаоса и рушащегося мира. Вы также получаете представление о масштабах и ужасах этой битвы. Робби — водитель нашей камеры, движущийся в кошмарном пейзаже резни и героически пытающийся следовать за ним.
Соотношение сторон
Пропорции размеров определяют, как все выглядит на экране. Например, существует форма 4:3. Это почти квадратный план, который был популярен в первые десятилетия кинематографа. Он часто используется для стилизации тихих или архивных фильмов. Однако формат 4:3 иногда используется в современных фильмах.
Относительно недавний пример — фильмы Мика Раундабута. В этой режиссерской работе Келли Райхерт показывает повозку отчаявшегося поселенца 1840-х годов на Орегонской тропе.
Сужая рамки, режиссер ловко создает. Мы не видим в полной мере того, что происходит вокруг нас. Мы невольно задумываемся об опасностях.
Атмосфера фильма вызывает беспокойство. Потому что мы не видим обстановку, в которой находятся персонажи.
Послушайте, что сказала по этому поводу сама Келли Рейхардт.
Возникает своего рода клаустрофобия. Уильямс и ее товарищи-героини находятся в огромной пустыне, но они чувствуют себя запертыми в этих условиях. Соотношение 4:3 противоречит романтическому восприятию Дикого Запада как места обновления и приключений.
В этом комиксе сценарист Грант Моррисон позволяет Бадди Бейкеру преодолеть барьер между воображаемым и реальным мирами и буквально встретиться со своим создателем.
Взгляд на зрителя
Фотография» (Федерико Феллини, 1954), «Иди и смотри» (Элем Климов, 1985), «400 ударов» (Франсуа Трюффо, 1959), «Выживший» (Алехандро Иньярриту, 2015).
Актеры могут вообще не говорить и не действовать, обращаясь к зрителям, а только бросать на нас острые взгляды. Этот метод ограбления четвертой стены является обычным для «серьезных» фильмов. Он часто используется в самые драматические моменты и оказывает особенно сильное эмоциональное воздействие на действие. Рассмотрим масштабируемые сцены Феллини — см. «Кимов», последний фильм «400 ударов Трифо» или недавний «Иньярриту — Выживший». Этот тип визуального контакта усиливает переживания и сочувственный результат персонажа во время его эмоционального воздействия.
Фотографии из работ «Заводной апельсин» (Стэнли Кубрик, 1971) и «Забавные игры» (Михаэль Ханеке, 1997).
В зависимости от контекста, один и тот же подход может восприниматься по-разному. Например, в фильмах Кубрика «Заводной апельсин» и Ханеке «Забавные игры» персонаж с глазами приглашает зрителей принять участие в довольно жестоком действе. Особого внимания в этом отношении заслуживает фильм «Забавные игры», исследующий границы между насилием на экране и реальным насилием. В начале и в конце один из маньяков подмигивает в камеру, и зритель может стать следующей жертвой или увидеть печать конкурента, то есть зритель становится не только свидетелем, но и соучастником преступления.
Снимок из фильма «Трудно быть богом» (Алексей Герман, 2014).
Наконец, привлечение зрителей к второстепенным персонажам придает художественным фильмам ощущение документальности. Этот прием использовал Алексей Герман в фильмах, где герой эпизода часто внезапно появляется и исчезает, бормочет в камеру, смотрит прямо на зрителя и указывает. Учитывая способность Германа находить в таких случаях колоритных людей, результат их присутствия имеет гротескный цветовой тон.
Псевдоразрушение четвертой стены
Снимок арт-моста (EugèneGreen, 2004).
Вариант разрушения четвертой стены, когда герой вроде бы обращается к публике, но поскольку мы сразу понимаем контекст, он говорит не с публикой, а с другим персонажем. Таким образом, писатель становится своего рода посредником между заразительными персонажами, умудряясь, с одной стороны, запутать публику, а с другой — запечатлеть это на пленку. Французский экспериментатор Эжен Грин последовательно использует эту технику.
Зрелищный эффект
Учитывая, как упомянутые выше «Прибытие поезда» и «Большое ограбление» повлияли на публику на заре кинематографа, неудивительно, что разрушение четвертой стены стало обычным инструментом экшн и просто зрелищного кино (вспомните «Аватар» Кэмерона или Прогулка» Земека). В кино любят, чтобы в камеру что-нибудь летело — пули, оружие, обломки, рушащиеся здания, разбивающиеся автомобили и т.д. Эта техника особенно популярна с распространением 3D-технологий, которые могут усилить последствия присутствия и тем самым улучшить реакцию общественности. Главное здесь — удивление. Зритель не успевает вспомнить, что это всего лишь фильм, и не успевает проявить физическую реакцию на внезапно упавший на голову предмет.
Снимок отвращения (Жан-Люк Годар, 1963).
Другой способ разрушения четвертой стены предполагает появление персонажей из обычных пространств. Проще всего это продемонстрировать, когда герой обращается в киномастерскую, когда в кадре за кадром внезапно появляются камера, микрофон, руководитель стула и т.д. Такой подход с использованием мизанабим тач (фильм внутри фильма) обычно используется для создания комических эффектов (Монти Пайтон) или для демонстрации размышлений создателей о своей работе (фильмы Феллини и Годара).
Этот метод особенно популярен в комиксах, где персонажи принимают нереальное и не пытаются доказать, что они живые каким-либо образом. Фильм Земекиса «Кто подставил кролика Роджера» основан на этом.
Возможно, лучший способ начать диалог со зрителем — это, как ни парадоксально, поговорить с ним. Мы привыкли смотреть на происходящее со стороны. А персонаж, который вдруг решает поговорить с нами, удивляет нас и меняет наше представление о его работе.
Книги
В литературе давно применяется механизм сюжета «найденной рукописи». В них рассказчик (или, иначе, главный герой) обращается непосредственно к читателю. Строго говоря, в книгах (в отличие от фильмов, сериалов, игр, театра, комиксов) никогда не создавалась фиксированная четвертая стена — среда не является визуальной, и всегда нет четкого угла зрения на текст. Есть место и для третьих лиц, пишущих легких изгоев (например, Толстой в «Войне и мире» или Гюго в «Мизери»). Однако есть книги (и писатели), которые очень эффективно заигрывают с читателем.
Величайший мастер этих приемов (и величайший писатель на русском и английском языках) — Владимир Владимирович Набоков. В своем лучшем произведении Юбер не балует читателя только концом «Лолиты» в первой главе.
‘Для усложнения прозы всегда можно прибегнуть к помощи убийц.
… Но он играет в очень сложную литературную игру, сравнивая свое состояние жизни с произведениями Эдгара По, подразумевая, что тот придумал большую часть происходящего или, более того, смог показать все, что происходит на самом деле.
Сама Лолита — всего лишь пламя на спине рассказчика. Свеча отражается в многочисленных литературных зеркалах, которые Юбер противопоставляет друг другу (большие поклонники Набокова также могут рассчитывать на изысканность текста). Бесконечные сенсорные отражения» обладает бездонной сложностью, бессмертным очарованием и вневременным качеством этой замечательной книги.
Но еще менее успешно Набоков использует некоторые очень интересные приемы, чтобы нарушить неоспоримое соглашение между автором и читателем о том, что все происходит «на самом деле». Вот, например, как начинается один из его последних романов, роман и прозрачный, говорящий по-английски:.
Вот кто мне нужен. О, да!
Он — рассказчик и падает как ястреб за созданным им персонажем, который любит делать его героем своих историй. В русском «переводе» Сергея Ерина все решено буквально.
Это тот персонаж, который мне нужен. Здравствуй, характер! Я тебя не слышу.
Концепция ненадежного рассказчика активно используется в триллерах и полицейской фантастике, от «Убийства Роджера Экройда» Агаты Кристи до «Девушки» Гиллиан Флинн. Написано, написано и написано, чтобы скрыть что-то или даже обидеть кого-то за четвертой стеной? Кстати, существует фильм, но я все же настоятельно рекомендую прочитать книгу.
Наконец, исторический детектив Дэна Симмонса «Пятое сердце» приводит к самому известному нарушению четвертой стены в литературе. Главный герой — Шерлок Холмс. Шерлок Холмс расследует серию убийств в США в конце XIX века с помощью знаменитого писателя Генри Джеймса. Благодаря силе своего индуктивного метода Холмс способен осознать, что он не более чем гениальный персонаж. Это открытие настолько сбивает Холмса с толку, что он задумывается о самоубийстве и начинает принимать героин вместо кокаина, а большой детектив буквально видит перила литературной клетки, в которую он заключен.