Главным создателем «Тетриса» был Алексей Пажитнов, но еще до того, как продукт появился на рынке, ему помогали в процессе работы. Вадим Герасимов помог ему перенести игру на другие компьютеры.
Игра нашла применение практически во всех современных компьютерах, включая КПК, мобильные телефоны, видеоигры, телевизоры (в качестве дополнительных операций) и многие карманные игры. Все широко распространенные операционные системы, а также игровые приставки Game Boy и NES (и их многочисленные клоны) имеют разновидности этой игры.
Во многих случаях чаша изначально не пуста. Существуют реализации (например, бесплатная Gravytris для Microsoft Windows) с более реалистичными правилами гравитации. Например, если горизонтальная последовательность исчезает, блоки над ней объединяются в связанные регионы, которые падают до тех пор, пока каждый регион не столкнется с блоком. Заполнены новые серии и новые водопады, например.
Были написаны трехмерные (California Games, Blockout, 1989), четырехмерные (Hypertris, 1996) и даже N-мерные (Polytope Tetris, 2003) варианты Тетриса, а также модификации для двух и более игроков (Polytope). 5
Существует также версия игры, в которой игра ведется не на очки, а на обнаружение скрытых изображений. Чтобы сделать игру проще, существуют версии без сложных фигур S и Z и без увеличения скорости игры.
Популярной версией является версия Pentix с пятью фигурами, которая увеличивает количество возможных фигур с 12 до 15.
Существуют также приложения для игр, в которых дорожка имеет треугольную форму.
Одним из последних примеров является DWICE, разработанный Алексеем Пажитновым в 2006 году. 6
Музыка
- Наиболее известная мелодия, ассоциирующаяся на Западе с Тетрисом — это русская народная песня «Коробейники» («Ой, полным-полна моя коробушка…»). На эту мелодию многие западные музыкальные группы и исполнители делали ремиксы и свои аранжировки, напирая именно на то, что эта мелодия из «знаменитого» Тетриса. Последняя на данный момент версия вышла в альбоме немецкой группы 2007 года. Композиция называется «Whistling Dave» («Свистящий Дэйв») и эта мелодия насвистывается на протяжении всего трека. Указанием же на Тетрис служит характерный компьютерный голос в конце композиции, говорящий «Game over».
- В некоторых версиях одной из мелодий является «Калинка» Ивана Ларионова.
Теоретические проблемы
Обычно игрок не может справиться с очень быстрым темпом игры, или игрок терпит неудачу, потому что это приложение очень медленно реагирует на клавиши по сравнению с ускоряющимся ритмом падающих цифр, а в диаграмме — потому что игрок не может применить достаточное количество сдвигов.
Была опубликована статья, в которой автор доказывает, что даже если игрок реагирует быстро и всегда принимает правильное решение, он все равно проиграет. Проблема заключается в фигах и дз. Достаточно большое количество S-TWO оставляет игрока с дырой в правом нижнем углу. Многочисленные Z-фигуры заставляют игрока оставлять отверстие в левом углу следующей колонки, не заполняя предыдущее отверстие. После того как это повторится, некоторые S-образные формы, некоторые Z-образные и т.д., все поле заполняется (с отверстиями по краям), не оставляя места для следующей формы. Если генератор случайных чисел совершенен, то любая комбинация (включая IT) рано или поздно будет успешной. 7
Однако среднее время выпадения такой комбинации огромно и превышает время существования Вселенной. Однако доказать, что кто-то другой способен на это, гораздо сложнее, поэтому идеальный игрок должен проигрывать гораздо быстрее, чем верхний предел.
У игры Тетрис очень интересная судьба. Игра была написана ее изобретателем в свободное время, для себя и небольшого круга друзей. Но у друзей тоже есть друзья. Так игра покинула стены компьютерного центра, в котором родилась, и начала гулять по Москве, а вскоре стала гулять по территории Советского Союза.
Тетрис: как советский программист придумал игру, которая покорила детей и взрослых
Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик один раз в день. Заходите в Facebook и Вконтакте.
Тетрис — увлекательная игра-головоломка, в которую в начале 2000-х годов играли и дети, и взрослые. Однако не многие знают, что сама игра была изобретена в Советском Союзе. Она была создана на прямоугольной игровой консоли с закругленными углами под названием Brick Game 8 in 1. Однако самой популярной игрой была головоломка, за что устройство получило прозвище Тетрис. Как игра завоевала мир и почему идет большая борьба за ее маркетинговую лицензию? Novate.ru рассказывает.
Появление Тетриса
Компьютерная игра была придумана советским разработчиком Алексеем Пажитоновым. 6 июня 1984 года головоломка была выпущена на советском микрокомпьютере «Электроника-60». Затем, в 1987 году, игра была выпущена американской компанией SpectrumHoloByte.
По сути, «Тетрис» — это геометрическая головоломка, суть которой заключается в объединении различных фигур. Само название состоит из слов «тетрамино» и «теннис». Тетромино — это такая фигура, которая выпадает из приведенной выше формы, состоящей из четырех квадратов. Идея создания «Тетриса» пришла к Пажитнову не случайно. В 1960-х годах в Советском Союзе часто играли в пентомино. Это головоломка, суть которой заключается в соединении элементов пяти квадратов. Пентомино были посвящены номера журнала «ScienceandLife», а в магазинах продавались пластмассовые аналоги, хотя они были в дефиците.
В 1960-х годах Советский Союз хорошо играл в пентомино. Суть головоломки заключается в соединении элементов из пяти квадратов / Фото: avizo.me
Алексей хотел перенести игру на компьютер, но в то время у устройства не было возможности обрабатывать пять кубиков с числами. Затем Пажитнов уменьшил количество квадратов и увеличил его в четыре раза. Алексей продолжал экспериментировать и создал первую версию Тетриса, написанную на языке Паскаль. В то время разработчик и не подозревал, что в будущем его интеллектуальное детище будет перенесено на различные консоли, компьютеры и особенно смартфоны.
Головоломки захватывают мир
В 1985 году студент Вадим Герасимов адаптировал «Тетрис» для первого в мире компьютера IBM. 16-летний подросток переписал игру на усовершенствованном языке Turbo Pascal. Благодаря этому «Тетрис» стал известен Роберту Штайну, венгерскому импортеру программного обеспечения. Штейн немедленно отправился в Москву и подписал лицензионный договор с Пажитновым, а разработчик подарил ему консоль. Венгры решили, что это означает соглашение и что теперь он может распоряжаться правами. Затем Штейн немедленно продал лицензию компании Mirrorsoft и ее дочерней компании SpectrumHoloByte. Однако после второго визита в Москву выяснилось, что никто не согласился продать права.
Автор получил заслуженные права только в 1996 году. Вместе с Хэнком Роджерсом он основал компанию Tetris Company, которая лицензирует торговую марку третьим лицам.
Этапы жизненного пути создателя гениальной игры тетрис Алексея Пажитнова:
- Алексей Пажитнов родился в 1956 году, окончил московскую математическую школу № 91 и Московский авиационный институт.
- На момент создания тетриса, числился сотрудником Вычислительного центра Академии наук СССР, занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи.
- В 1984 году, разработал известную игру «Тетрис».
- В 1988 году при поддержке зарубежной фирмы Bullet-Proof Software организовал компанию AnimaTek по разработке игрового программного обеспечения.
- В 1991 году вместе со своей фирмой переехал в США.
- В октябре 1996 года перешёл в компанию «Майкрософт», где занимался разработкой головоломок Pandora’s Box.
- В 1997 году Алексей Пажитнов занял четвёртое место в списке самых влиятельных людей игровой индустрии.
- Покинул компанию «Майкрософт» в 2005 году.
- В 2007 году Пажитнов был удостоен награды Game Developers Choice Awards First Penguin Award.
- 24 июня 2009 года получил почётную награду LARA — Der Deutsche Games Award.
- На 2019 год Алексею Пажитнову 63 года, он проживает в США и продолжает заниматься разработкой видеоигр.
У игры Тетрис очень интересная судьба. Игра была написана ее изобретателем в свободное время, для себя и небольшого круга друзей. Но у друзей тоже есть друзья. Так игра покинула стены компьютерного центра, в котором родилась, и начала гулять по Москве, а вскоре стала гулять по территории Советского Союза.
В России в 1990-х годах появилось отдельное, относительно недорогое электронное устройство, напоминающее мобильный телефон с экраном и прямоугольными кнопками. Тетрис теперь был в кармане у каждого студента и стал первой электронной игрой для многих. Во время перерыва дети прошли викторину по игре в «Тетрис», с азартом нажимая на кнопки. Не иметь игру «Тетрис» сегодня было все равно, что не иметь телефон. Игры «Тетрис» были настолько популярны, что вскоре люди назвали устройство «Тетрис», хотя существовало шесть или девять различных игр.
35 лет тетрису. История о том, как тетрис из Москвы перекочевал на мировой рынок
Алексей Пажитнов создал Тетрис 35 лет назад, 6 июня 1984 года, а затем отправил копию своему венгерскому коллеге Роберту Штейну. Штейн должен был представить игру на выставке программного обеспечения в Будапеште. Штейн очень заинтересовался игрой и поспешил в Москву, чтобы приобрести патент у Пажитнова. Патента не было, и получить его было непросто. В СССР такие игры не считались серьезной проблемой, и государство не придавало им значения. Частный бизнес в СССР был запрещен. В первый раз Штайну это не удалось, но он объяснил политикам, чего он от них хочет. Через некоторое время Штайну удалось получить разрешение на игру. Права на игру принадлежали государству. Имя изобретателя нигде не фигурирует. Активный Стейн продавал лицензии в Великобритании и США. Они в свою очередь заключили партнерские отношения с другими компаниями, все из которых, включая СССР, получили выгоду от продажи «Тетриса». Все, кроме Алексея Пажитнова, изобретателя этой замечательной игры.
Каждая компания ввела в игру свои собственные инновации.
Когда игра выходила, компании ставили немного русского парфюма в виде стартовых экранов или музыки. В 1989 году до шести компаний претендовали на право выпуска Tetris. Последовал скандал. Когда к делу подключился репортер CBS и начал распутывать клубок, нить привела к Алексею Пажиткову. И только в СССР вспомнили об изобретателе Алексее Пажиткове. В благодарность за его идею государство подарило ему квартиру и компьютер.
Пример Алексея Пажиткова очень хорошо иллюстрирует систему СССР. Интеллектуал, гений не может заработать деньги благодаря своему интеллекту. Государство предлагало ему работу и платило зарплату, и в результате он становился владельцем всех идей, рожденных в стенах государства.
В 1991 году Пожитков и его семья уехали в США. Там он лицензировал игру и основал компанию Tetris. Теперь доход был частично получен за счет самого создателя головоломки.
Игра «Тетрис» была известна в 185 странах. За 35 лет было продано около 170 миллионов экземпляров. На основе игры были созданы различные головоломки.
Интересные факты. Феномен популярности тетриса
Ученые задались вопросом о популярности Тетриса. В игре даже была предпринята попытка приписать эффекты отдельным людям в зависимости от типа наркотика. Они начали изучать влияние «Тетриса» на человеческий мозг. После многочисленных психологических исследований ученые пришли к следующим выводам: игра — это психологическая игра, и она не является наркотиком.
- тетрис благоприятно влияет на кору головного мозга: приводит к увеличению ее толщины и росту эффективности ее работы;
- тетрис можно применять при лечении депрессии и посттравматического синдрома;
- игра тетрис – бесконечна, поэтому способна приносить удовлетворение. В ней нет проигравших, и всегда можно реабилитироваться после временной неудачи.
Кроме того, «Тетрис» может вызвать психологическую зависимость. Люди, играющие в нее, часто пытаются таким образом успокоить свои нервы. Когда люди начинают считать программу своим основным методом самоконтроля, она становится зависимостью.
Вадим Герасимов
Главным создателем «Тетриса» был Алексей Пажитнов, но еще до того, как продукт появился на рынке, ему помогали в процессе работы. Вадим Герасимов помог ему перенести игру на другие компьютеры.
Герасимову в то время было всего 16 лет, но он уже был отличным программистом и помог Пажитнову быстро перенести игры на IBMPC. Позже он переехал в США, где сейчас работает в компании Google.
Игра была создана для тестирования оборудования
Если в начале 1980-х годов индустрии игрушек не существовало, почему Алексей Пажитнов создавал игрушки? Его основной целью было тестирование материалов, но это стало поводом для выступлений. Алексей работал в исследовательском центре. Там, когда не было рабочего времени, сотрудники могли работать над своими собственными проектами.
Он работал над искусственным интеллектом, но многие его коллеги занимались игрушками. Это привело к использованию технологий для создания развлекательных игр.
Название
Название «Тетрис» происходит от двух разных слов. Тетра» означает «четыре». Это имеет значение, поскольку каждая деталь состоит из четырех блоков. Еще один источник вдохновения — теннис, любимый вид спорта Алексея Пажитонова.
Последняя имеет мало отношения к самой игре, но помогла создать новое слово и навсегда изменить характер игры. В современном игровом мире создание новых слов может значительно помочь результатам поиска Google.
Обычно игрок не может справиться с очень быстрым темпом игры, или игрок терпит неудачу, потому что это приложение очень медленно реагирует на клавиши по сравнению с ускоряющимся ритмом падающих цифр, а в диаграмме — потому что игрок не может применить достаточное количество сдвигов.
Welltris (1989)
Эта версия «Тетриса» была создана Пажитновым в сотрудничестве с компанией «Дока» в России. В отличие от оригинала, тетрамин, иногда содержащий пентамин, падает вдоль стенок колодца и укладывается на дно. Игра была выпущена компанией SpectrumHoloByte, которая замешана в скандале с авторскими правами на оригинальный Тетрис.
Blockout (1989)
3DTetris от польского проявителя; трехмерные кусочки падают в лунку и образуют столбик. Игра несколько похожа на Welltris, которая была выпущена в то же время. Blockout не является лицензионным продуктом, но был очень популярен в Украине в начале 1990-х годов. Автор статьи знает случаи, когда старый IBM PC/XT286 хранился десятилетиями только для запуска Blockout.
Адаптация «Тетриса» для Game Boy была, вероятно, самой популярной версией игры. Вместе с цветной версией Tetris DX для Game Boy Colour она была продана тиражом 35 миллионов экземпляров. И впервые права на создание игры были приобретены по всем правилам, а разработчик Хэнк Роджерс отправился в Москву на встречу с Алексеем Пажитновым и представителями советского государственного агентства «Электроноргтехника». Сегодня Хэнк Роджерс вместе с Пажитновым контролирует все права на «Тетрис» для созданной ими компании «Тетрис Компани».
Super Tetris (1991)
В этом продолжении одноименной игры SpectrumHolobyte есть бомбы, новые типы блоков, режимы совместной игры и соревнования двух игроков. Плюс сет с артистами Московского цирка.
Популярная версия «Тетриса» Сергея Сотникова, своего рода трехрядный оригинал. Исчезли ряды, собранные из кубиков одного цвета, а сами фигуры больше не являются частью набора тетрамино.
К сожалению, к тому времени, когда компьютер был клонирован и отправлен в Советский Союз, он уже был снят с производства. Тетрис, с другой стороны, не требовал больших вычислительных мощностей, что является частью его гениальности.
Популярность и мировое признание
Когда Тетрис впервые появился, его обнаружили венгерские исследователи из Института правительственных дел. Разработчик из Будапешта очень заинтересовался игрой и решил продвигать ее за пределами СССР. Известные игровые компании, такие как Nintendo и Atari, пытались приобрести права на игру. Популярность программы быстро росла. В 1989 году в США также был проведен турнир по Тетрису.
Доходы западных компаний от продажи «Тетриса» уже превысили 1 миллиард долларов США за один год. Однако сами производители сэкономили немного денег. Это было связано с несовершенством советской системы, которая лишала Пажитнова доли рынка и возможностей получения дохода. Для своей работы он получил в компьютерном центре персональный компьютер, аналогичный IMBAT. Алексей принял этот подарок с большим уважением, так как ему пришлось 16 лет работать в Академии наук, чтобы позволить себе его.
Массовое производство
Портативная игровая система Nintendo была популяризирована в СССР. Он привлек внимание благодаря своим компактным размерам и удобству. Его можно использовать в любой обстановке, чтобы скрасить свободное время. Он легко поместится в кармане.
Тетрис — известная игра, существующая уже несколько десятилетий. Его разработчиком был советский разработчик Алексей Пажитонов. За время своего существования программа претерпела множество изменений, но не утратила своей популярности.