В строительстве плотины Гувера участвовало более 5 000 человек, а азартные игры, пьянство и проституция были запрещены. При строительстве плотины было использовано множество инноваций. Одним из них были каски для защиты головы рабочих.
Путешествие по США на автомобиле. День 11 — Дамба Гувера и вечер в Лас-Вегасе
Наши планы на день — посещение плотины Гувера и одна ночь в Лас-Вегасе — были довольно большими, поэтому мы не стали задерживаться в отеле. И, честно говоря, в городе Сент-Джордж не так уж много интересного, кроме храмов, нескольких музеев и некоторых природных мест вдали от Гранд-Каньона.
После завтрака мы сразу же поехали к плотине Гувера. Это почти без пересадок, фактически всего 250 км на машине. Во второй половине дня мы уже были припаркованы у дамбы.
Дамба Гувера
Дамба Гувера — это уникальное гидротехническое сооружение в Черном каньоне на границе Аризоны и Невады, примерно в 50 км к юго-востоку от знаменитого Лас-Вегаса. Это массивная бетонная арочная гравитационная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция, построенная на реке Колорадо. Плотина названа в честь Герберта Гувера, 31-го президента США, который внес решающий вклад в ее строительство. Строительство плотины началось в 1931 году и было завершено в 1936 году.
Вы можете припарковаться по обе стороны дамбы — у Лас-Вегас-Роуд, возле Информационного центра для посетителей — музея, или напротив дамбы на парковочных местах разной стоимости и размера. Мы припарковались на бесплатной парковке, примерно в пяти минутах ходьбы, так как дорога широкая, стены высокие и из машины ничего не видно, поэтому мы не отказали себе в удовольствии объехать дамбу, которая, в принципе, бесполезна. Дамба.
В целом, это был лучший вариант. С расстояния можно было оценить размер и структуру плотины, и чем ближе к ней, тем тусклее становился вид окрестностей, а в случае с фотографиями ракурс был совсем неподходящим.
Пройдя до дамбы, мы прибыли на первую автостоянку. Не решаясь посетить местный музей, я обратил внимание на мост. Это очень интересный вид на плотину. Она очень большая и видна с расстояния около 500 метров, но на самой плотине делать особо нечего.
После навигации по местным дорогам, где даже навигатор не знал, что нам нужно, мы, наконец, нашли мост и несколько раз ездили туда-сюда, не зная, как туда попасть, мы просто остановились, у нас не было выбора. Было ощущение, что мы едем по кольцевой дороге в Москве.
Наконец, я нашел еще одну стоянку с выходом на этот мост. Оттуда нам потребовалось около 10 минут, чтобы достичь желаемого вида. Но оно того стоило. Это был тот же план, как если бы мы набрали в Гугле «Hoover Dam», что мы и искали весь день.
Насладившись прогулкой по мосту и фотографированием, мы направились в Лас-Вегас, но хотели устроить придорожный пикник где-нибудь в хорошем месте. Это место быстро определили как озеро Мид, крупнейшее водохранилище в США, образованное плотиной Гувера.
Когда мы подъезжали к озеру, мы встретили контрольно-пропускной пункт, который выдал нам 30 долларов для въезда на территорию вокруг озера. Поэтому мы припарковались на ближайшей стоянке, взяли наш пикник — крекеры, сыр, немного чая, сок и, конечно же, наше снаряжение — и отправились к озеру пешком по диким камням и кустарникам.
Не в самой подходящей обуви и немного уставшие от долгого пути к дамбе и мосту, мы пересекали неровную землю около 30 минут, прежде чем установить несколько больших камней и приступить к долгожданному обеду с Филадельфией и куриными крекерами.
Какое-то темное облако приближалось к нам и начинало сдуваться достаточно круто. Пора идти к машине? Конечно, пора запускать «Геко»! По мере усиления ветра наш воздушный змей с каждой затяжкой поднимался все выше и выше, пока мы полностью не освободили 30-метровый трос. Геко был сделан из метрового листа серого неба.
Интернет и мобильная связь
Короче говоря, все очень плохо. Прежде всего, стоит начать с того, что мобильный интернет в США очень дорогой. Провайдеры мобильной связи предлагают довольно много минут или безлимитный голос за умеренную цену в месяц, но интернет почти ничего не стоит за наши собственные данные.
В США также существуют основные операторы связи — T -Mobile, AT&T, Verizon и Sprint. Есть и другие мелочи, но это основные. Так, T-Mobile предлагает ежемесячный счет в 50 долларов США с 2 ГБ (2 гигабайта) в Интернете. Разве этого не достаточно? Вы можете получить его за $65 или 10 ГБ за 6 ГБ за $80. То же самое касается «дешевого и доступного интернета» в США.
Сколько стоит интернет Билайн/МТС/Мегафон? Что-то вроде $10 за 10 ГБ или неограниченный объем.
Помимо ежемесячной платы, вы также можете приобрести предоплаченную SIM-карту, где цена почти такая же — $50 за 50 ГБ, +/- $15-20 за SIM-карту. Единственная радость — все тарифы для заинтересованных сторон применяются ко всем штатам США, без увеличения национальной сегрегации, межгорода и прочей ерунды. В большинстве случаев он также обеспечивает высокую скорость 4G. Это неплохо, хотя вам действительно нужен телефон с LTE в США или вы можете получить H+ на максимуме.
Все радости от свободы передвижения и скорости проходят, как только вы понимаете, что высокоскоростной интернет, как и вообще любой интернет на западе США, работает только в городах, и лучше, если город большой.
Найти отличное и быстрое интернет-соединение с такими городами, как Лос-Анджелес и Сан-Франциско, — не проблема. По мере продвижения к пригороду, в зависимости от наличия близлежащих вышек, скорость может упасть с уровня H+ до 3G, edge и мизерного GPR.
С этой функцией такие разговоры, как Ватсап, все еще будут работать. Вы даже можете попробовать отправить фотографии, но ни одно другое приложение не может гордо называться интернетом (я согласен).
Если вы покидаете город и вокруг вас нет домов, интернет исчезает вместе с ними. Затем возникают общие вопросы подключения. Она может появляться, исчезая на расстоянии 100-200 км от города. Попытка запечатлеть связь с национальными парками или пустынями, такими как Долина Смерти, — это потерянное мероприятие. Если повезет, башни с радиусом действия 15-20 км можно будет разместить вблизи основных туристических центров.
В результате я купил очень дорогой безлимитный высокоскоростной интернет от T-Mobile за 80 долларов и смог воспользоваться им только в трех или четырех случаях. В большинстве случаев, когда мне это было нужно, оно либо вообще не работало, либо не работало, поэтому проще и быстрее было поехать туда и увидеть все своими глазами. А когда интернет работал нормально, я мог пользоваться бесплатным wifi в отелях и близлежащих кафе. В общем, я был расстроен на 90%.
Телефонная связь работала более или менее хорошо, но интернет был, по сути, только в крупных городах и очень мало, до минимума. Гигабайта мне хватило бы на всю поездку, но я все равно не смог им воспользоваться.
Поэзия Кстати, с сентября этого года T-Mobile будет «ломать лимит!». Он также представит новый единый законопроект. Этот счет предлагает «неограниченное все» всего за 70 долларов в месяц. Это 4 500 рублей. Это факт. Домашний интернет в США тоже не подарок — от посредственных $40 за стандарт 25 Мбит/с. Если вам нужно 75 Мбит/с, то его стоимость составляет 80 долларов. В Москве за такую скорость вы платите 450 рублей. В то же время постоянно поступают жалобы на скорость и производительность интернета, а техническая поддержка работает бесконтрольно.
Bellagio считается одним из лучших казино в Лас-Вегасе. Он очень светлый, чистый, просторный и свежий. В отличие от некоторых других, которые я обнаружил, придя в Лас-Вегас позже, это отличное место.
Плотина Гувера на карте
- географические координаты 36.016065, -114.737411
- расстояние от столицы США Вашингтона около 3350 км по прямой
- до ближайшего аэропорта города Боулдер-сити примерно 14 км
- ближайший международный аэропорт Маккаран, расположенный в знаменитом Лас Вегасе, находится в 40 км к западу
- плотина Гувера расположена на выходе озера Мид, самого большого искусственного водохранилища Соединенных Штатов
Исходя из ряда факторов, необходимо было построить плотину. Нестабильный характер реки Колорадо регулярно приводит к затоплению больших площадей сельскохозяйственных угодий ниже по течению реки. Строительство плотины успокоило бурный нрав реки и стабилизировало уровень воды. Кроме того, это может послужить толчком для развития орошаемого земледелия в этом районе.
Огромное водохранилище, созданное в результате строительства плотины, могло бы удовлетворить почти все потребности Южной Калифорнии. Наконец, гидроэлектростанция плотины будет обслуживать население, проживающее в окрестностях.
Плотина Гувера в цифрах
- Высота – 221,4 метра
- Длина – 379 метров
- Высота над уровнем моря – 376 метров
- Ширина в основании – 200 метров
- Ширина в верхней части – 14 метров
- Объем дамбы – 2 480 000 м 3
- Вес более 6 600 000 тонн
- Мощность водосброса – 11 000 м 3 /с
- Вид — арочно-гравитационная, в форме полукольца направленного к озеру Мид, что позволяет эффективнее распределять нагрузку воды. Давление воды в нижней части плотины составляет порядка 220 тонн на 1 квадратный метр
Такая амбициозная структура потребовала много исследований и согласований. В начале 20-го века (1902 год) была найдена возможность построить небольшую плотину на реке Колорадо. Однако успех был невелик.
Затем было принято решение о создании комиссии в 1922 году. В него вошли представители всех государств, заинтересованных в водных ресурсах реки и строительстве плотин. Герберт Гувер также вошел в состав комиссии (он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Кульминацией работы комиссии стало подписание 22 ноября 1922 года «Договора о реке Колорадо», который определил взаимоотношения между субъектами, претендующими на речные ресурсы.
Однако строительство плотины началось не сразу. Только в конце 1928 года Джон Кельвин Кулиц (30-й президент США) подписал законопроект, разрешающий строительство. Однако первые финансовые вливания в проект состоялись только в июле 1930 года, когда Герберт Гувер сам был 31-м президентом США.
Процесс возведения Плотины Гувера
Строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году. Однако амбициозный проект уже был сдан в эксплуатацию двумя годами ранее, в 1936 году.
В то время такая конструкция была сложной задачей для самых современных технологий. Условия окружающей среды, когда температура часто достигала 50°C, необходимость изменять течение реки Колорадо во время строительства и множество других неудобств создавали серьезные проблемы для инженеров и проектировщиков.
Например, бетон нельзя просто залить в большую опалубку, так как вся конструкция созревает при комнатной температуре в течение примерно 125 лет. Кроме того, процесс «схватывания» и «твердения» бетона в таких больших количествах неизбежно приводит к растрескиванию и разрушению.
Конечно, производители не были удовлетворены ни временем затвердевания бетона, ни его качеством. Было принято уникальное механическое решение. Идея заключается в том, чтобы собрать из отдельных блоков целую гигантскую железобетонную конструкцию.
Кстати, такое решение уже известно по строительству древнего города Саксайуаман в Перу. Однако если технология размещения огромных объемов в Саксайхуамане еще не известна науке, то в плотине Гувера это не секрет.
По большому счету, вся плотина была построена как детский набор Lego.
Все блоки были одинаковой высоты, около 1,5 метров. Однако другие размеры зависели от того, где были размещены блоки. Максимальный размер блока составлял 18 м2 (нижняя часть плотины), а минимальный — 7,6 м 2 (верхняя часть). Стальные трубы диаметром 1 дюйм (2,5 см) были помещены внутрь этих блоков, и по ним циркулировала ледяная вода. Это позволило придать бетону необходимую толщину.
В результате были созданы очень качественные бетонные блоки, которые были укреплены трубами, соединяющими блоки. Кстати, общая длина этих труб составила 937 километров! После застывания блоков трубы заполнялись бетоном, и заливался следующий блок. Таким образом, была создана единая монолитная структура. По данным исследования 1995 года, бетон плотины Гувера все еще был прочным. Кроме того, такие параметры, как прочность на сжатие, находятся вне общего диапазона обычно используемого бетона.
Как вы можете себе представить, строительство такого огромного проекта требовало большого количества рабочей силы. И поначалу им практически негде было остановиться. Рабочие жили во временных лагерях и находились в довольно тяжелых условиях. В результате 8 августа 1931 года рабочие объявили забастовку, которая была жестко подавлена. Только весной 1932 года дом рабочих в Боулдер-Сити был восстановлен, и беспорядки прекратились.
Во время строительства в городе были запрещены азартные игры и продажа алкоголя. Боулдер-Сити — единственный город в Неваде, где азартные игры до сих пор запрещены.
Для отвода воды от реки в горах были открыты четыре туннеля (по два с каждой стороны реки), каждый диаметром чуть более 17 метров и длиной около 5 км. Стены туннеля были построены из бетона толщиной 90 см. Поэтому фактический диаметр был уменьшен до 15 метров. В конце строительства плотины эти туннели не были замурованы. Это означало, что они продолжали работать, тем самым придавая плотине устойчивость и снижая нагрузку.
Последующие исследования показали, что плотина была расположена на древнем неактивном разломе между Перонским щитом и валунной формацией Сесп. Предположительно из-за утечки воды из водохранилища разлом начал двигаться.
Как строили плотину
Контракт на строительство плотины был заключен с группой из шести компаний, широко известных как «Шесть компаний». Строительство началось в мае 1931 года и было завершено в апреле 1936 года, намного раньше запланированного срока. Проект предусматривал использование нестандартных технических решений и правильную организацию строительного процесса.
- Стены и уступы каньона были очищены и выровнены на начальном этапе работ. Скалолазам и подрывникам, каждый день рисковавшим жизнью, поставлен памятник на подъезде к плотине Гувера.
- Воду от места работ отводили через тоннели, которые и сейчас существуют, выполняя частичную подачу воды к турбинам или ее сброс. Такая система снижает нагрузку на дамбу и способствует ее стабильности.
- Дамба сконструирована как череда взаимосвязанных колонн. Была создана система охлаждения бетонных конструкций с помощью проточной воды, чтобы ускорить затвердевание бетона. Исследования 1995 года показали, что бетонная конструкция дамбы набирает прочность до сих пор.
- Всего только на отливку дамбы потребовалось более 600 тыс. тонн цемента и 3,44 млн. куб. метров наполнителя. На момент окончания строительства плотина Гувера считалась самым массивным рукотворным объектом со времени египетских пирамид. Для решения столь масштабной задачи были построены два завода по производству бетона.
Подвиг строителей
Строительство велось в трудные времена, когда в стране было много людей без работы и жилья. Строительство буквально спасло многие семьи и создало тысячи рабочих мест. Несмотря на первоначальные трудности и отсутствие элементарных удобств, поток людей, нуждающихся в работе, не иссякал. Люди пришли со своими семьями и остановились в палатках рядом со строительной площадкой.
Оплата труда была почасовой и начиналась с 50 центов. Максимальный процент был установлен на уровне 400,25. Это была приличная сумма денег, на которую в то время претендовали тысячи безработных американцев. Ежедневно на строительных площадках работало в среднем от 3 000 до 4 000 человек, кроме того, дополнительные рабочие места появлялись в смежных отраслях. Бум ощущался в соседних штатах, где располагались сталелитейные заводы, шахты и фабрики.
Согласно условиям контрактов между представителями подрядчика и правительством, существовали правила, ограничивающие расовый набор. Предпочтение работодателей отдавалось специалистам, ветеранам, белым мужчинам и женщинам. Небольшие квоты были выделены для мексиканцев и афроамериканцев, которые использовались как самая дешевая рабочая сила. Строго запрещалось принимать на строительные работы азиатов, особенно китайцев. У правительства был печальный опыт строительства и восстановления Сан-Франциско. Там рассеивание китайских рабочих чрезвычайно возросло и стало крупнейшим в США.
Были запланированы временные лагеря для строительных рабочих, но подрядчики скорректировали свои графики, чтобы ускорить строительство и увеличить объем работ. Поселение было построено только через год. Большая шестерка» установила рабочих в столичных домах и наложила ряд запретов на жителей. Когда была построена плотина, город получил официальный статус.
Это был нелегкий хлеб для строителей. В летние месяцы температура может долго держаться в пределах 40-50 градусов Цельсия. Почти каждую смену мотыжники и альпинисты рисковали жизнью. Официально было убито 114 человек, но в действительности погибло гораздо больше.