Привлекательной в этом виде спорта остается его относительная дешевизна. Отрицательной — высокий риск получения травм, т.е. сломанных костей, других частей тела и неприятностей связанными со здоровьем. Физически это сложный вид спорта.
История развития автоспорта в мире и России. В чем секрет популярности гонок у зрителей?
Главная / Статьи / Wiki / История развития автоспорта в мире и России. В чем секрет популярности гонок у зрителей?
История автоспорта неотделима от технического прогресса. Борьбу за звание лучших водителей и скорость прохождения трассы начали владельцы первых безлошадных экипажей. Современные гонки – одни из самых зрелищных соревнований в мире.
Наиболее известные гонки
Автомобили вышли на старт более века назад. Первая в мире гонка – «Проверка надежности» – состоялась в июле 1894 года. По маршруту Париж-Руан проехали более 20 экипажей, к финишу пришли только 15. С этого момента начинается стремительное развитие истории мирового автоспорта. Зрелищные соревнования собирают тысячи поклонников и миллионы зрителей перед экранами телевизоров.
- Легендарные заезды «Формулы-1» проводятся с 1950 года. Чемпионаты состоят из нескольких этапов гран-при. За победу борются не только автогонщики – баллы начисляют и производителям автомобилей. Лучшие получают Кубок конструкторов. Соревнования «Формулы-1» считают кузницей чемпионов. О Михаэле Шумахере слышали и люди, далекие от спорта. Айртона Сенну, который свыше 40 раз становился победителем, СМИ окрестили волшебником.
- Название гонки «24 часа Ле-Мана» произошло от одноименного города во Франции, где проходят соревнования. Непрерывные заезды длятся в течение суток. Автомобиль поочередно ведут не менее 3 пилотов. Испытание на прочность проходят и спортсмены, и техника. Из 8 этапов Кубка мира на выносливость Ле-Ман самый популярный.
- Одна из старейших в мире гонок «500 миль Индианаполиса» проходит в США с 1911 года. Соревнования собирают тысячи зрителей в последнее воскресенье мая. Автомобили проходят 200 кругов на стадионе «Старая кирпичница». За победу фанаты выпивают молоко и целуют гоночный трек.
- Самая длительная гонка «Ралли Дакар» в последние 10 лет проводилась в Южной Америке, а в 2020 году – в Саудовской Аравии. Первоначально соревнования проходили в Африке, но опасная обстановка на континенте не способствовала дальнейшему проведению заездов. Ралли состоит из нескольких этапов в условиях полного бездорожья. Гонка печально знаменита большим количеством разбившихся насмерть и даже пропавших без вести участников.
Автомобильные гонки носят разные названия и проходят во многих странах мира. Соревнования различаются количеством участников, видами техники, протяженностью трасс.
Трасса этапа состоит из бесчисленных подъемов и спусков, затяжных и резких поворотов. Из-за этих особенностей на данном этапе раллийного чемпионата большие и мощные спорткары просто беспомощны перед юркими автомобилями типа Mini Coopers.
Ралли-гонки
Это изнурительный высокопрофессиональный и достаточно эффектный вид спорта для знающих людей. Гонщик должен обладать высочайшим мастерством, чтобы в любую погоду и в дождь и в снег, по шоссе ли или по грунтовке, в лесу или в пустыне вести свой раллийный автомобиль к финишу.
Важным фактором распространенности и популярности авторалли в некоторых странах мира, например, в той же Финляндии, является как-раз то, что многие раллийные автомобили были созданы и собраны на основе серийных автомоделей, которые вы можете в любое время приобрести при наличии у вас денежных средств или тех же умений создать свой собственный раллийный болид. Не обязательно создавать супердорогой и очень быстрый автомобиль спорткар. Авторалли имеют множество категорий в которые входят также и любительские гонки на машинах. К примеру, в раллийных гонках третьей категории (любительские соревнования) вообще не нужно переделывать автомобиль, в этих соревнования могут участвовать обычные автомашины.
Многие автопроизводители используют такие раллийные гонки для саморекламы своих самых передовых, быстрых и проворных автомобилей. Поэтому заезды профессиональных команд всегда отличаются своей зрелищностью и иногда находятся за гранью фантастики.
Такие заезды проходят, как правило, на закрытых участках реальных существующих дорог, большинство из которых просто укатанные грунтовки. Ралли по совокупности своих факторов являются одними из самых сложных видов автоспорта. Гоночная сессия может проходить и длиться несколько дней вне зависимости от погодных условий.
Болельщики, что присутствуют на соревнованиях, находятся так близко к происходящему действию, как это только возможно. Иногда они даже попадают под колеса этих гоночных автомобилей. Неправда ли друзья, звучит экстремально и захватывающе, не так ли?
Дрэг-рейсинг
Длина прямого отрезка трассы — ¼ мили (402 метра), а иногда меньше. Но даже на ней гоночные «перекаченные» болиды способны достичь скорости под 500 км/ч.
Истинно американский вид спорта. Трасса максимально просматривается с трибун, а все заезды длятся всего пару секунд. В рейсинге смешены элементы шоу, спорта и высокой инженерии. При кажущейся простоте драг-рейсинг очень экстремальный вид времяпрепровождения. На огромных скоростях за 200 — 300 км/ч любая кажущаяся на первый взгляд мелочь может привести к фатальному ДТП. Поэтому от гонщика требуется молниеносная реакция на появившуюся внештатную ситуацию и высокая концентрация напряжения во время заезда.
Правила достаточно просты, а именно, две машины выстраиваются перед светофором ожидая сигнала, зеленый сигнал — является стартом. Кто первым пересечет финишную черту, тот и победил.
Распространены и нелегальные гонки. Обычно последние заканчиваются либо арестом некоторых участников гонки, либо тяжелыми авариями.
Для участия в таких гонках, за счет разделения на классы, подходит по сути любой тип автомобиля с любой мощностью двигателя, начиная от 80 л.с. и заканчивая 2500 л.с. и выше.
Учитывая, что характер гонки – кольцевой заезд по овальному треку, автомобили испытывали серьезные нагрузки, которые обычно не возникают во время езды по дорогам общего пользования, поэтому их нужно было модернизировать.
Правила соревнований
Как и в любом другом виде спорта, в кольцевых гонках есть свои правила. Каждый гонщик должен четко их соблюдать, чтобы судьи его не дисквалифицировали. Автогонки – опасный вид спорта, и любые нарушения могут стать причиной травмы.
Если квалификация не требуется, то спортсмены без нее стартуют во вторую очередь. Если нужно остановить тренировку или квалификацию, то на финише показывают красный флаг, включают желтый цвет на светофоре. Автомобили должны притормозить и проехать на свои места. Также Коллегия спортивных комиссаров может сократить время оценки до десяти минут.
Каждый круг во время тренировки используется для определения стартовой позиции гонщика. Если квалификация необходима, то КСК может допустить гонщиков без квалификации по следующим причинам:
- допустимое количество машин не будет превышено;
- атлеты соответствуют всем требованиям;
- водители без квалификации размещены после квалифицированных участников.
Если водитель ездит по трассе не во время тренировки, он исключается из состязания.
Брифинг
Это событие проводится за день до начала состязаний. Его проводит руководитель соревнования. Если гонщик находится под угрозой дисквалификации или штрафа, он должен обязательно присутствовать. Результат брифинга раздается спортсменам в письменной форме. Также может быть проведено повторное мероприятие.
Если водитель не проехал три кольца на тренировке, то он не допускается до старта. Расстановка автомобилей опубликовывается на утро в день соревнований. Если машина не может выехать на старт, гонщик должен предупредить руководителя. Решетка формируется в соответствии с результатами квалификации. Если два спортсмена показали одинаковые результаты, то преимущество у того, кто первый получил квалификацию.
Автомобили стоят в шахматном порядке. Минимальная дистанция между транспортными средствами – 6 метров. Выезд на площадку закрывается за пять минут до начала.
Данная трасса периодически входит в этапы разных мировых чемпионатов, в том числе и заездов Формулы-1. В 24-часовых гонках принимали участие всемирно известные производители, а победа чаще всего доставалась компании BMW.
Какие есть знаменитые автомобильные гонки
Первыми по популярности считаются шоссейно-кольцевые гонки для автомобилей с открытыми колёсами. Это зрелищные мероприятия, обычно происходящие на специальных автодромах и собирающие множество зрителей.
Рекомендуем для прочтения:
- Какие самые безопасные автомобили
- Какие существуют классы квадроциклов
- Что такое спорт руль на авто
- Особенности руля гоночного болида Формулы-1
Вот перечень самых популярных из них:
- Наиболее известной является серия гонок «Формула-1», и её не зря называют «королевой автогонок». Гонорары участвующих в ней пилотов и специалистов могут измеряться миллионами долларов. Самыми престижными считаются гонки «Формулы-1» Гран-при Монако по городской трассе Монте-Карло, перекрываемой по этому случаю. В Монако соревнования всегда происходят по четвергам, а в пятницу организовывают светские мероприятия. Цены на билеты здесь высокие, зато победителей награждают представители княжеской семьи. В других местах заезды «Формулы-1» делаются по пятницам.
- Гонки 500 миль Индианаполиса (Indy 500) происходят сейчас в последнее воскресенье мая на американском автодроме «Индианаполис Мотор Спидвей» (штат Индиана, США). Они проводятся с 1911 года и являются самыми старыми регулярно осуществляемыми автогонками.
- Daytona 500 проходит на автодроме «Дайтона Интернешнл Спидвей» в Дайтон-Бич (штат Флорида, США), работающем с 1959 года. Она обычно проводится в конце-середине февраля.
- Гран-при Макао. Является наиболее важной азиатской гонкой. В Макао (Китай) происходят не только автоспортивные состязания, но и соревнования мотоциклов. Здесь с 1954 проводились любительские гонки, но с 1966 года они перешли на международный уровень. С 1967 года стали проводиться мотоциклетные состязания. Для них отводят ноябрьские дни.
Второе место по известности занимают гонки на выносливость. Из них наиболее интересны 24 часа Ле-мана, проводимые во Франции под одноимённым городом. Эти старейшие автогонки на сутки впервые были организованы здесь в 1929 году. За ними по популярности следуют 24 часа Дайтоны, проводимые в США на автодроме «Дайтона Интернешнл Спидвей» в январе-феврале, 24 часа Нюрбургринга (Германия) и 24 часа Спа (Бельгия).
Третье место занимают ралли. Их популярность не так сильна, потому что зрители не видят на них борьбы за первенство, но с появлением телевидения она стала расти. Сейчас за ними можно наблюдать онлайн с помощью интернета.
Знаете ли вы? На время гонок в Монте-Карло завариваются канализационные люки на трассе, поскольку они могут вылететь из-за давления проносящихся машин.
Наиболее известны следующие:
- Ралли Монте-Карло. Проводятся в Монако вдоль Лазурного берега. Победа в нём почётна для любого производителя автомобилей.
- Ралли Дакар. Проводятся по разным классам автотехники — автомобилям, квадроциклам, мотоциклам, багги, грузовикам. Это длительный марафон по дорогам общего пользования без ограничения движения по ним. Гонка состоит из ежедневных этапов протяжностью 700–900 км.
Данное спортивное мероприятие занимает второе место по старшинству после гонок Ле-Мана. Его проводят с 1924 года. Изначально бельгийская автогонка проводилась на кольцевом треке, протяженность которого составляла 14 километров. В 1979 году его перестроили, и сократили до 7 км.
NASCAR
Самым популярным спортивным мероприятием в Америке считается Суперкубок (американский футбол). На втором месте по зрелищности стоят гонки Наскар. Этот вид автогонок появился в 1948 г. Соревнование разделено на несколько этапов, по завершении которых каждый участник получает соответствующее количество баллов. Победу получает тот, кто соберет больше очков.
На самом деле NASCAR это американская ассоциация, которая организовывает гонки на стоковых автомобилях. На сегодняшний день болиды имеют лишь внешнее сходство с серийными аналогами. По части «начинки» это абсолютно другие машины.
Учитывая, что характер гонки – кольцевой заезд по овальному треку, автомобили испытывали серьезные нагрузки, которые обычно не возникают во время езды по дорогам общего пользования, поэтому их нужно было модернизировать.
В серии гонок самыми известными являются Дайтона-500 (проходят на автодроме в Дайтоне) и Инди-500 (проводятся на стадионе в Индианаполисе). Участники должны проехать 500 миль или 804 километров максимально быстро.
Причем правила не запрещают водителям «выяснять отношения» прямо на треке путем толканий, от чего нередко во время гонок происходят аварии, благодаря чему это автомобильное соревнование пользуется большой популярностью.
Завершает обзор еще один вид самых крутых гонок в мире – это состязания на ускорение. Задача водителя – пройти участок в 1 /4 мили (402 м.), 1 /2 мили (804 м.), 1 /8 мили (201 м.) или полную милю (1609 метров) за максимально короткое время.
Соревнования проводятся на прямом и идеально ровном участке. В данном автомобильном соревновании важно ускорение. Нередко на таких мероприятиях можно увидеть прокачанных представителей Muscle cars.
Участниками по драг-рэйсингу могут быть владельцы абсолютно любых видов транспорта (иногда устраиваются соревнования даже между тракторами). Профессионалы же выступают на специальных болидах, называющихся драгстерами.
В таких автомобилях самое главное – мощь и максимальное ускорение на прямом участке, поэтому большинство систем в нем – примитивные. Моторы же наоборот – особенные. Мощность некоторых из них достигает 12 000 лошадиных сил. При такой мощи болид «пролетает» четверть мили всего за 4 секунды на скорости почти в 530 км/ч.
С развитием автомобильного спорта появилось большое разнообразие автогонок, которые по-своему интересны. Одни считаются особенно опасными, другие – экзотическими, а есть даже агрессивные, например, категория Дерби.
Невозможно описать подробно каждую из них, но можно отметить, что все они подчеркивают уникальность транспортного средства, эволюционировавшего из «самоходного экипажа» в гиперкар, несущийся со скоростью под 500 км/ч.